Технология укладки брусчатки и нюансы монтажного процесса

Укладка тротуарной плитки на бетон

Бордюры нужны для того, чтобы тротуарная плитка была зафиксирована на месте укладки, не ерзала и не съезжала.

Для монтажа бордюрных камней по периметру площадки устанавливают колышки и натягивают нить (можно оставить ту разметку, которая была использована при заливке бетонного основания). Нить располагают на уровне желаемой высоты бордюра

При разметке важно учесть и небольшой наклон мощения для оттока дождевой воды

Вдоль нити копают траншею. Ее глубина должна соответствовать высоте той части бордюрного камня, которая будет находиться под землей, и толщине цементной подушки (3-5 см). Подушку укладывают под бордюр для более плотной фиксации. К примеру, если по плану бордюр должен быть 15 см, высота имеющегося в наличии камня 25 см, то траншею необходимо выкопать на глубину: 10 см + 3 см  = 13 см.

Ширина траншеи должна вместить бордюр и запас по 1 см с обеих его сторон. Допустим, если ширина бордюрного камня 8 см, то ширина траншеи составит: 8 см + 1 см + 1 см = 10 см.

Замешивают цементный раствор (соотношение цемента и песка 1:3), выкладывают слой на дно траншеи. Следом устанавливают бордюрные камни, вгоняя их в раствор с помощью резинового молотка.

Через сутки, когда раствор застынет, промежуток между стенками бордюра и траншеей заполняется песком, проливается водой и трамбуется.

Тротуарную плитку обычно укладывают на гарцовку – сухую цементно-песчаную смесь, которая после увлажнения удерживает элементы мощения на основании. Цементно-песчаную смесь готовят в соотношении 1:6 (цемент – 1 часть, песок – 6 частей), воду не добавляют.

Засыпают гарцовку внутрь площадки слоем 5-6 см, выравнивают правилом или обычной ровной доской. Выполняют утрамбовывание слоя виброплитой или ручной трамбовкой.

Тромбовка цементно-песчаного основания

Вместо цементно-песчаной смеси часто используют обычный песок, но он хуже фиксирует брусчатку на основании, что приводит к ее проседанию, вымыванию весенними паводками и т.п. Однако при необходимости отремонтировать участок мощения, снять плитку с песочного основания намного проще, чем при использовании прочной гарцовки.

В местах скопления тяжелых грузовых автомобилей, городских площадей даже гарцовка часто оказывается не слишком надежной. В этом случае брусчатку кладут на клей или цементную стяжку. Этот вариант считается самым долговечным. Однако оно совершенно не ремонтопригодно. Если по каким-то причинам бетон пойдет трещинами или его порвет, плитка будет уже непригодной для вторичного мощения.

Как выполняется укладка клинкерной плитки на цементный раствор можно посмотреть ниже:

Плитку укладывают на подстилающий слой и втрамбовывают ее ударами резинового молотка

При этом важно контролировать горизонтальность укладки ватерпасом, строительным уровнем, натянутым шнуром

По плитке ударяют резиновым молотком, утапливая ее в подстилающий слой

Укладка тротуарной плитки на бетон ведется от себя, то есть, выполняя работу, мастер постепенно продвигается вперед, наступая на уже готовое мощение. Если на пути укладки возникают препятствия (канализационные люки, дренажные отверстия, трубы и т.д.), их обводят целыми плитками. А затем, на финишном этапе работ, выполняют подрезку необходимого количества плиток и окончательно формируют окаймление нужной конфигурации.

Подрезка также почти всегда необходима (особенно если плитка имеет сложную форму) в углах и по бокам мощеной площадки.

Укладка плитки вокруг канализационного люка

Обрезку плиток выполняют циркулярной пилой или болгаркой.

Сухая цементно-песчаная смесь не сможет прочно удерживать плитку. Поэтому после окончания укладки площадку обильно проливают водой из шланга или лейки. При этом вода попадает через межплиточные зазоры к основанию и гарцовка застывает.

Швы также заполняют сухой цементно-песчаной смесью, а затем проливают водой. Делают это несколько раз, пока смесь не перестанет усаживаться.

Швы между плитками заполняют цементно-песчаной смесью

По истечении 2-3 дней мощение окончательно высохнет. После этого сметают с него оставшийся строительный мусор, при необходимости моют, выпуская под напором воду из шланга. Площадка из тротуарной плитки готова к эксплуатации!

Тротуарная плитка выдерживает высокие нагрузки, поэтому отличается особой долговечностью

Где купить плитку в Ставропольском крае

Купить тротуарную плитку в Ставрополе и Михайловске можно в «Римском мастере». Бренд предлагает продукцию, по качеству не уступающую зарубежным аналогам. Разнообразие цветов, оттенков и модификаций сможет порадовать даже самых взыскательных покупателей.  Брусчатка изготавливается на европейском оборудовании из первоклассного сырья, что делает ее особенно прочной, долговечной, стойкой к истиранию, выгоранию и разрушениям. 

Местное производство, гарантия качества, огромный выбор, быстрая доставка  –  основные преимущества строительного материала торговой марки «Римский мастер».

Разновидности тротуарной плитки

Классифицируют товарный ряд по ряду характеристик:

  1. По исходному сырью. В продаже предложены изделия из бетона, резины, натурального камня, клинкерная плитка.
  2. По способу изготовления – вибропрессованная, литая или гиперпрессованная.
  3. По типу применения (назначению). Различают укладочный материал для пешеходных дорожек, проходов и автомобильных проездов. Также выпускают коллекции универсального назначения, для выкладки в зонах с высокой нагрузкой.
  4. По форме. Изготовители выпускают облицовку в фигурных и геометрических вариантах.
  5. Фактура плитки может быть гладкой и выпуклой, шероховатой.

Коллекции выпускают в различных цветовых решениях, украшают узорами, выпуклой фактурой.

Литая

Техника изготовления проста, при наличии опыта и инструментов литой материал может сделать домашний мастер.

Изготавливают литые элементы так:

  • сырьевую массу заливают в подготовленные формы, сделанные из резины, пластика;
  • заготовки ставят на вибростол;
  • в процессе вибрации смесь равномерно распределяется по форме;
  • после усадки массы в форме плитку просушивают в течение 2-3 дней;
  • готовые модули декорируют.

Литая отделка – бюджетный вариант материалов, пригодный для облицовки пешеходных зон. К плюсам изделий относят невысокую стоимость, внешнюю привлекательность, возможность изготовления своими руками. Минусы – малая толщина, сниженные показатели истираемости, морозостойкости.

Прессованная

Материал изготавливают по технологии полусухого прессования. Сырьевую массу укладывают в пресс-формы, обрабатывают высоким давлением, за счет чего состав превращается в монолитный камень. В процессе набора прочности элементы приобретают свойства морозостойкости, минимального водопоглощения. Прессованная продукция практически не истирается, имеет достаточную толщину, пригодна для выкладки в зонах автомобильных проездов, высокой пешеходной нагрузки.

Достоинства и недостатки плитки тротуарной

Выбирая материалы, обращают внимание на их вид, область применения, состав исходного сырья

Изделия имеют ряд выгодных преимуществ:

  1. Экологичность. В процессе изготовления в сырье не добавляют вредных наполнителей. При нагревании, охлаждении отделка не выделяет токсинов и пр.
  2. Длительный срок эксплуатации. При соблюдении технологии производства, выкладки модули прослужат не менее 30 лет без утраты практических, эстетических показателей.
  3. Доступность работ по отделке без специалистов. Подробная пошаговая инструкция по укладке тротуарной плитки своими руками позволит мастеру выполнить отделку без особых сложностей.
  4. Эстетическая привлекательность. Широкий ассортимент предлагает массу вариантов изделий для воплощения различных декоративных решений, замыслов.
  5. Оперативность монтажа/демонтажа. Технология укладки тротуарной плитки не требует применения специальной техники, большого объема земляных работ. При необходимости модули легко снять, например, для подновления коммуникаций, а затем уложить покрытие на место.

 Загрузка …

Минусов у материала нет, но внимание обращают на некоторые нюансы:

  • тщательно подготовленное основание уменьшит риск проседания отделки;
  • чтобы в зимнее время поверхность не покрывалась наледью, подбирают изделия с шероховатым верхним слоем.

Плюсы и минусы дорожек из тротуарной плитки на песчаной подушке

Тротуарная плитка, уложенная на песчаную и щебневую подушку придает ландшафтному дизайну участка респектабельный и законченный вид. Благодаря разнообразию плитки можно подобрать подходящий вариант под любой архитектурный стиль дома.

Данная технология достаточно проста и может быть выполнена рабочими с элементарными строительными навыками. Весь процесс, включающий подготовку грунта и все последующие этапы, вплоть до затирки швов, может быть осуществлен всего за несколько дней. После этого дорожки и площадки долго прослужат, так как тротуарная плитка обладает высоким сопротивлением к истиранию.

Дорожка из плитки на участкеИсточник tombet.pl

При необходимости плиточное покрытие можно легко реставрировать путем замены поврежденных элементов. Рельефность материала предотвращает скольжение при минусовых температурах. При этом тротуарная плитка очень прочная и может выдерживать большие нагрузки. Имея все эти достоинства данный материал достаточно экономичный.

Минусом плиточного покрытия можно назвать необходимость следить за тем, чтобы под ним не прорастали корни деревьев. Кроме того, в швы плитки нужно периодически добавлять песочно-цементную затирку. Однако это скорее не минусы, а условия правильного ухода, соблюдая которые можно не переживать о сохранности и эстетичности покрытия на участке.

Укладка тротуарной плитки

Заключение

Тротуарная плитка – это идеальный вариант решения садовых дорожек и площадок на участке. Но чтобы плиточные покрытия прослужили долго, при их укладке нужно правильно выбрать материал, знать какой щебень и какой песок использовать для укладки тротуарной плитки, как ухаживать за ними в процессе эксплуатации.

Технология монтажа и основные правила

Итак, укладка брусчатки. Технология предполагает установку бордюров или поребриков, которые позволяют избежать повреждений подсыпки. За опору для следующих рядов материала берут уже вымощенную поверхность, то есть укладку совершают от краев к центру участка.

Важно следить за равномерным распределением плитки, используя для этого обычный шнур. Если участок предназначен для регулярного движения автомобилей и прочих транспортных средств, то материал укладывают под углом к направлению их движения (диагональная укладка брусчатки)

Технология мощения позволяет равномерно распределять давление на каждый элемент, делая поверхность более устойчивой и надежной. При этом шум от колес автомобилей также уменьшается. У краев участка, где проходит стык между бордюром и элементами мощения, при помощи специальной пилы обрезают плитку так, чтобы она прилегала более плотно. Но важно помнить, что брусчатку желательно обрезать не больше, чем вполовину. Укладка брусчатки своими руками – долгое и кропотливое дело. За одну смену человек способен освоить 30-40 м2 площади, поэтому нужно правильно рассчитывать время и силы, если принято решение делать все самостоятельно.

Поскольку технологии производства плитки разнятся, отдельные элементы материала могут иметь разные оттенки. Особенно это проявляется на больших участках. Избежать заметной разницы можно. Для этого рекомендуют выкладывать материал одновременно из нескольких поддонов, минимум из трех.

Основные особенности кладки на бетон

Несмотря на то, что бетонное основание обеспечивает долговечность плиточному покрытию, есть один нюанс, незнание которого может нанести существенный вред любой брусчатке. Излишняя влага – основной враг покрытия, попадая между плитками при замерзании, она разрывает материал изнутри. Из-за чего плитка может отлететь уже в первую зиму. Поэтому обязательно нужно обеспечить надежный водоотвод и дренаж площадки.

Кроме того, процесс укладки тротуарной плитки на бетонное основание станет намного проще, если:

  • В качестве основы использовать влажный, хорошо уплотненный песок (или раствор цемента), им также можно заполнить межплиточные швы.
  • Обязательно устанавливать бордюры – они обеспечивают особую прочность и большую устойчивость покрытию.
  • Приобретать брусчатку только проверенных производителей

О разновидностях брусчатки

Есть немало вариантов оформления участка, а потому разновидностей брусчатки, предлагаемых сегодня производителями, тоже много. Благодаря этому вы получаете возможность выбрать тот вариант, который соответствует особенностям дизайна и вашим личным пожеланиям.

Брусчатка из бетона фигурная

Вариант №1. Брусчатка из бетона

Это главный тип покрытия, который изготавливается из мелкозернистого или же тяжелого бетона. Существует 4 категории такой брусчатки, которые выделяются в зависимости от характеристик и предназначения. Ознакомимся с ними.

Таблица. Классификация бетонной брусчатки.

Наименование группы Краткое описание
А Данное покрытие для мощения применяется для пешеходных дорожек в парках, садах, на уличных тротуарах.
Б Материал данной группы используется для оформления велосипедных дорожек, мест остановки общественного транспорта, площадок.
В С помощью такой брусчатки обустраиваются проезды внутри парковок, площадей, жилых кварталов.
Г Предназначается для обустройства зон, где наблюдается высокая нагрузка.

При укладке бетонной брусчатки соблюдается определенная технология

В соответствии со стандартами каждая группа изделий должна иметь свои эксплуатационные характеристики.

Сравнительная характеристика всех групп

Форма брусчатки может быть разной, но наибольшей популярностью пользуются прямоугольные и квадратные изделия

Важно, чтобы все их грани были взаимно перпендикулярными. Толщина материала может составлять от 6 см до 10 см (данный показатель зависит от предназначения и формы)

Изделия изготавливаются из следующих ингредиентов:

  • портландцемент;
  • вода;
  • мелкофракционный песок (в пределах 2-2,2 мм) в качестве заполнителя;
  • пигменты;
  • щебень (размером 1-2 см) из гравия или природного камня, является крупным заполнителем;
  • добавки.

Брусчатка — фото

Но данная разновидность материала для мощения дорожек имеет достойных конкурентов, о которым мы расскажем далее.

Пример некачественной укладки

Вариант №2. Брусчатка на резиновой основе

Речь идет о материале, сделанном из резиновой крошки, которая связана клеем на полиуретановой основе. Популярный на сегодня вариант, использующийся для тротуаров, площадок и дорожек. Имеет отменные характеристики. А если человек упадет на такое покрытие, то гарантированно не получит травму. В укладке данной брусчатки также нет ничего сложного.

Тротуарная плитка из резиновой крошкиРезиновая брусчатка «Волна»

Вариант №3. Брусчатка полимерпесчаная

Такая плитка может использоваться для дорожек, по которым передвигаются исключительно люди. Весит она немного, служит долго и характеризуется устойчивостью к температурным воздействиям. Укладка ничего сложного собой не представляет.

Полимерпесчаная плиткаСпособы укладки полимерпесчаной тротуарной плитки

Вариант №4. Брусчатка из гранита

Долгое время пользовалась большой популярностью, является актуальной и по сей день. Дорожки из гранитной брусчатки долговечны, материал характеризуется устойчивостью к механическим повреждениям и воздействиям окружающей среды. А то, как натуральный камень выглядит, упоминать, пожалуй, не нужно.

Гранитная брусчатка

Обустройство основания

Конструкция основания, как и толщина плитки, зависит от нагрузки. Рассмотрим два варианта:

Основание для покрытия, рассчитанного только на вес людей

  1. Грунт извлекают на глубину 150 – 200 мм, дно выемки выравнивают и тщательно трамбуют.
  2. Дно и стенки выемки застилают полотнищами геотекстиля. Этот материал пропускает воду, но при этом он не дает добраться до грунта корням растений, вздумавшим прорасти в швах между плитками, а также предотвращает проседание в грунт расположенного на нем насыпного материала.
  3. Насыпают и трамбуют слой гравия, который в итоге должен иметь толщину 100 – 150 мм. Гравий укладывают так, чтобы сформировался профиль покрытия, обеспечивающий стекание воды от центра к краям. Формируется и общий уклон дорожки или площадки, благодаря которому вода будет стекать в направлении, к примеру, от дома,а не к нему. Величина уклона должна составлять примерно 5 мм на 1 м (при устройстве ориентируемся на горизонтально натянутую бечеву).
  4. Засыпают слой песка, который затем разравнивают граблями, хорошо смачивают и трамбуют. В итоге его толщина должна составить 50 – 100 мм.
  5. Засыпают смесь песка и цемента (в соотношении 6:1), с которой поступают аналогичным образом (включая смачивание). Количество смеси должно быть таким, чтобы после тщательного уплотнения толщина данного слоя составила 20 – 40 мм.

Выравнивание площадки под укладку тротуарной плитки

Укладывать насыпной материал в этом и последующем слоях будет удобнее, если высоту каждого слоя отметить краской на стенках по всему периметру выемки.

Основание для покрытия, способного выдерживать нагрузки от автотранспорта

Очевидно, что оно должно быть более прочным, поэтому делают его так:

  1. Извлекают грунт на глубину 400 – 500 мм с последующей трамбовкой дна выемки.
  2. Засыпают слой песка, который разравнивается, смачивается и уплотняется. Толщина его в итоге должна оказаться равной 100 – 150 мм.
  3. Насыпают и трамбуют гравий или щебень средних размеров, слой которого в результате должен иметь толщину 100 – 150 мм.
  4. Поверх гравия на специальных пластиковых бобышках (можно заменить деревянными брусками) укладывается вязаная сетка из арматуры диаметром 6 – 8 мм. Ячейки в сетке должны иметь размеры от 80х80 до 100х100 мм.
  5. Далее на «пирамидках» из цементного раствора нужно установить маяки, при помощи которых последующему слою из цементно-песчаного раствора будет придан необходимый уклон. Маяки представляют собой длинные ровные рейки из пластика или стали, на которые правило при разравнивании раствора опирают двумя сторонами как на направляющие. Верхние грани маяков должны оказаться на уровне поверхности стяжки, толщина которой составит 100 – 120 мм. Необходимый уклон маякам придают при помощи уровня.
  6. По периметру выемки на уровне будущей стяжки устанавливается деревянная опалубка.

Доски лучше обернуть полиэтиленом — тогда они не испортятся от контакта с влажным раствором.

Схема “пирога” для укладки тротуарной плитки

Убедившись, что раствор под маяками высох, приступают к укладке цементно-песчаной стяжки, в которой цемент и песок присутствуют в пропорции 1:3. Раствор накладывают выше маяков, затем срезают лишнее правилом, двигая его по маякам. В идеале вся стяжка должна быть уложена за один подход. Если же работы пришлось прервать до следующего дня, то уже уложенный раствор нужно накрыть полиэтиленовой пленкой.

На созревание стяжки уходит 7 – 12 дней. Чтобы она не пересохла, ее в первые 3 – 5 суток нужно держать под полиэтиленом и периодически смачивать водой.

Процесс укладки

На созревший бетон снова устанавливают маяки, только на этот раз выводят их верхнюю грань на высоту всего 20 – 40 мм.

На последнем этапе засыпают сухую смесь цемента и песка, которую выравнивают по маякам.

Подготовка схемы

Схему садовых площадок, дорожек и мощеных подъездов к дому нужно тщательно продумать. Подъезд должен вести от ворот к дому и месту для автомобиля – гаражу или открытой парковке. Пути, по которым будут заезжать машины планируются достаточно широкими и простыми по конфигурации. Они прокладываются с минимальной протяженностью, без лишних поворотов и изгибов. При обустройстве автомобильных дорожек закладывают более толстый слой щебня и используют плитку толщиной от 6 см. Схема прокладки путей начинается с обозначения именно автомобильных заездов.

Автомобильный заезд из тротуарной плиткиИсточник pinterest.com

После обозначения на схеме автомобильных путей определяется место для площадок. Во-первых, нужно выбрать место для парковки автомобиля, а во-вторых, для обустройства зоны отдыха, если ее планируется выстелить плиткой.

Зона отдыха выложенная плиткойИсточник in.pinterest.com

Далее на схему наносят линии пешеходных дорожек. Они бывают функциональными и декоративными. Функциональные соединяют основные постройки на участке, а также главные зоны (зону отдыха, детскую площадку, сад, огород). Функциональные дорожки тоже не должны быть извилистыми и сложными.

Декоративные дорожки прокладываются внутри той или иной зоны и служат для прогулок и в качестве дополнительного элемента ландшафтного дизайна. Обычно они применяются для оформления сада, лужайки или зоны отдыха. Могут иметь множество изгибов и минимальную ширину. Декоративные дорожки не несут большой нагрузки, поэтому могут долго прослужить без бордюров.

Проектируя дорожки нужно учитывать, что все они должны иметь уклон около 3% по ширине в сторону от построек. Это необходимо для отвода от дома и дополнительных зданий ливневые и талые воды.

Декоративная дорожка из тротуарной плиткиИсточник superdom.ua

Оптимальные условия для производства работ по мощению уличных поверхностей

Многие задают вопрос, можно ли класть брусчатку в зимний период. Этот вид работ преимущественно выполняется в теплую пору года, но в силу обстоятельств иногда проводится при других условиях. Главным требованием при обустройстве территории с помощью брусчатки является наличие плюсовой температуры.
Такое требование обусловлено тем, что плитка укладывается на подготовленную подушку. Для обустройства основания с помощью лопаты снимают верхний слой грунта толщиной 20 см. После уплотнения с помощью специальных инструментов засыпают щебень и песок. В зависимости от уровня расположения грунтовых вод монтируют дренажную систему.
Тротуарная плитка, укладка зимой которой вызывает трудности, устанавливается на сухую смесь

При выполнении работ важно учитывать, что везде присутствует влага, а в замерзшем состоянии вода занимает больший объем. Поэтому при укладке зимой возможно вспучивание почвы, а при оттаивании воды происходит проседание.
Обустройство территории при сильной жаре имеет ограничение для использования техники с целью уплотнения основания

Вибрационные машины могут перегреваться при больших объемах работ. Технология укладки в зимнее время требует дополнительных затрат на обогрев. Чтобы обеспечить качественную установку зимой, требуется:

  • подготовка поверхности до морозов;
  • укладка регулирующей подушки перед монтажом;
  • тщательная очистка основания с помощью реагентов;
  • прогревание с помощью оборудования;
  • использование подогретого раствора с одновременной укладкой ФЭМ;
  • затирка стыков.

Укладка тротуарного покрытия с помощью плитки или брусчатки проводится по разработанной технологии. Единственным исключением может выступать мощение натурального камня – гранита. Деформации, вызванные наличием влаги, визуально скрываются на неровной поверхности колотой брусчатки.

Возможные схемы укладки брусчатки в узор

Применение даже одинаковых клинкерных кирпичиков подразумевает выполнение кладки разными способами. Наиболее распространены:

  • елочка со стыкованием торца и боковой части соседних элементов;
  • вразбежку, или с перевязкой швов: выполняют со смещением кирпича на ½ или ¼ длины;
  • блочная с установкой парных параллельных кирпичей и разворотом соседней пары на 90° по отношению к ним.

Кроме прямой кладки с перевязкой швов, часто выполняют диагональные варианты. Уложить простые кирпичи брусчатки можно и более сложными способами с чередованием горизонтальных и вертикальных рядов.
Из квадратных деталей разного оттенка проще всего выполнить шахматный узор. При объединении квадратов 10х10 с кирпичами 20х10 возможна сложная мозаичная схема кладки, при которой каждый элемент формируют из 1 центрального квадрата и 4 прямоугольников, частично перекрывающих друг друга.

Советы по укладке

Закупая материал необходимо помнить, что будет некоторое количество отходов плитки в виде подрезки элементов. При этом нельзя закупать плитку строго под определенное количество под отведенную площадку, должен быть небольшой запас. Это связано с тем, что в процессе перевозки или работы с материалом может образоваться брак. Кроме того, если материала не хватит его, надо будет докупать, а следующая партия уже может отличаться оттенком, что сразу будет бросаться в глаза на общем фоне. Также не рекомендуется закупать очень яркую плитку, поскольку большое количество пигмента ведет к снижению прочности материала.

Лучше, если плитка будет немного приглушенных оттенковИсточник sc-os.ru

Аккуратно расколоть плитку можно только в том случае, если предварительно она подрезана при помощи болгарки. Можно полностью распиливать необходимый элемент, однако на это уходит больше времени и материалов. Если работы проводятся для создания площадки под стоянку автомобиля, тогда обязательно обустраивается усиленное основание из бетона. Сама плитка может иметь разную толщину – от 4 до 10 см. Для пешеходных дорожек применяется материал толщиной в 4 см, если предусмотрено постоянное передвижение по аллеи на велосипедах, тогда толщина плитки должна быть минимум 6 см. Для передвижения и стоянки легковых автомобилей требуется использовать плитку толщиной не меньше 8 см, а для передвижения грузовиков – не меньше 10 см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector