Покраска вагонки внутри дома

Как правильно красить вагонку внутри: технология

Для покраски вагонки в «сухих» помещениях внутри дома можно использовать любой из типов краски. Тут просто определяетесь с требованиями к декоративному виду поверхности. Если вагонка сухая, ее можно не пропитывать защитными составами, или выбрать краску/лак/воск с соответствующими добавками. красить ее можно только с одной стороны, оставляя тыльную сторону необработанной.

Красят каждую дощечку вагонки отдельно

Если же вагонка использоваться будет во влажных или неотапливаемых помещениях, на балконе, необходимо сначала хорошо ее пропитать защитными составами со всех сторон, можно — дважды. Только после высыхания пропитки можно красить, лакировать, в общем, придавать декоративные свойства. Еще момент: при монтаже вагонки на стену или потолок, ее приходится резать на куски. Места срезов во влажных помещениях необходимо тоже промазывать составом. Ждать пока высохнет не обязательно, но обрабатывать необходимо.

Есть один очень важный нюанс, который многие декораторы-любители упускают из виду. Если вы хотите получить окраску вагонки профессионального уровня, нужно каждую дощечку обрабатывать отдельно: отшлифовать, покрасить, высушить и только потом собирать поверхность из уже окрашенной вагонки. То есть на стену или на потолок монтировать уже полностью обработанные дощечки. Только при таком подходе с любой точки поверхность вагонки будет иметь одинаковую окраску.

Хорошо покрасить всю поверхность стены, оббитой вагонкой — сложно

Если красить уже собранную поверхность, в пазах и углублениях остаются непрокрашенные места, сложно большие площади шлифовать. Идеально ровной поверхности точно не получить. Качество отделки в таком варианте не выше среднего. Красить готовую поверхность допустимо в том случае, если вы обновляете покраску. Это необходимо делать с разной периодичностью — зависит от условий эксплуатации и свойств ЛКМ.

Правильно же технология покраски выглядит следующим образом.

  • Вагонка проверяется и сортируется. Все покореженные, выгнутые или треснувшие доски идут в отбраковку. На них можно тестировать цвет, подбирать цвет, количество слоев, отрабатывать технику и последовательность покраски.
  • Прошедшие сортировку доски шлифуются до полной гладкости. Эффективнее всего работать со шлифовальной машинкой, но можно и бруском с закрепленной на поверхности наждачной бумагой. Зерно наждачной бумаги — 250-280. При шлифовке круговыми движениями проходят лицевую поверхность, шип и паз. Тыльную часть вагонки можно оставить без обработки.
    Работать удобнее шлифовальной машинкой
  • Валиком или кистью наносят состав. Для каждого типа покрытия есть свои моменты и особенности — они прописаны на банке или в сопроводительной инструкции. В общем, правила простые: берут немного краски, наносят единичными мазками вдоль вагонки по всей длине. Потом тщательно растирают, растушевывают до получения однородного цвета.
  • Добившись равномерной окраски, оставляют сохнуть.
  • После высыхания при необходимости шлифуют еще раз. Этот этап часто необходим при работе с укрывистыми красками и лаками. Первый слой ЛКМ поднимает ворс древесины, из-за чего та становится местами шероховатой. Этот ворс снимается повторной шлифовкой.
  • Наносится второй слой ЛКМ. Сушится.

Слоев может быть много: зависит от укрывистости краски и от того, какой эффект вы хотите получить. Но в любом случае правило остается одно: состава на кисти должно быть мало. Исключение — пропитки или грунтовки. Их наносят хорошо смоченной кистью, но только те, которые без пигмента. При нанесении пигментированных защитных составов действуют правила для красок — минимально необходимое количество состава хорошо растушевывается.

Иногда, даже при тщательном растирании краски, явно видны пятна. Это не плохая краска, а свойства древесины: где-то поры лучше впитывают, где-то хуже. Чтобы в этом случае добиться ровной окраски, поверхность сначала грунтуют. Использовать можно любые грунтовки по дереву или бесцветный матовый лак (можно на водной основе). После высыхания поверхность шлифуют (ага, еще раз) и потом наносят требуемое количество слоев краски. Только в этом случае после первого слоя ЛКМ шлифовка требуется редко, а если и нужна, то в некоторых местах, чаще — на шипе или пазу.

Как равномерно нанести лазурь, масло или воск смотрите в видео.

Если необходимо мебельное качество покраски, слоев еще больше: сначала наносится морилка, потом два слоя грунта. После высыхания шлифуется до полной матовости поверхности сначала зерном 280, затем 320, после удаления пыли наносится финишный слой — лак. Пример такой работы в видео.

Правила выбора краски

Масляная краска полностью скрывает узор на древесине

Краска для деревянных стен внутри дома должна быть не только практичной и красивой, но и безопасной. В помещениях допускается использовать составы, которые во время высыхания и дальнейшей эксплуатации не выделяют вредные вещества, сильные запахи и прочее.

Для внутренней отделки используют краски на водной основе и на органической. Первые не всегда устойчивы к действию воды. Некоторые из них можно смыть водой. Составы на органическом растворителе обычно обладают более высокой степенью укрывистости, водонепроницаемости и долговечности

Однако выбирать их нужно с осторожностью: не все растворители безопасны для человека и домашних животных

Масляные

Разновидность покрытий на органической основе – олифе. Разбавителем служит уайт-спирт, скипидар, бензин. Стоимость низкая, укрывистость высокая: древесный рисунок становится невидимым. Масляные краски хорошо ложатся, из-за большой толщины слоя маскируют мелкие дефекты поверхности. Влаги такое покрытие не боится, его можно мыть простой и мыльной водой.

Из недостатков стоит упомянуть длительный срок высыхания и резкий из-за растворителя запах. Во время высыхания состав выделяет вредные вещества, поэтому в окрашенное помещение нельзя входить в течение нескольких суток.

Масляные краски чаще используют для внешней отделки. Однако их нередко применяют для покраски кухни и ванной, где важна высокая стойкость к воде.

Акриловые

Чаще всего для внутренних работ выбирают акриловые краски, так как они самые безопасные

Разновидность водно-дисперсионной краски. Растворителем служит обычная вода, что делает состав безопасным. Красящее вещество – полиакрилаты, вводится в смесь в виде дисперсии, а не эмульсии. Эта особенность обеспечивает более высокую стойкость к действию воды по сравнению с водной эмульсией: акриловое покрытие не смывается со стен и выдерживает многократную влажную уборку.

Акриловые краски можно разбавлять водой, чтобы сделать оттенок менее интенсивным, и добавлять в раствор водные пигментные пасты, чтобы получить другой цвет. Это заметно увеличивает цветовую гамму.

Алкидные и эмали

Алкидные краски лучше использовать для наружной покраски дома, так как они дольше сохнут

Краски и эмали такого рода базируются на алкидной смоле. При высыхании вещество образует очень плотную гладкую ровную поверхность, так что в большинстве своем эмали выпускаются глянцевые или блестящие. Краска полностью скрывает рисунок и цвет дерева. Используют эмали для внутренней и внешней отделки, поскольку готовое покрытие совершенно не боится воды и агрессивной бытовой химии.

Состав очень долговечен, высыхает быстро. Однако растворитель для нее имеет сильный неприятный запах, который до полного высыхания не исчезает. Хотя не все составы выделяют токсины, работы разрешается выполнять только в респираторе.

При выборе нужно обратить внимание на состав краски и назначение. Не все варианты подходят для покраски деревянных или бревенчатых стен внутри дома

Водно-дисперсионные

Базой состава выступает вода. Красящие пигменты и наполнители находятся в виде дисперсии. Общая черта таких красок – устойчивость к действию воды и пара.

К водно-дисперсионным относят поливинилацетатные, латексные и акриловые. Первые используются только внутри помещений с низкой влажностью, так как неустойчивы к действию воды. Латексный состав можно использовать в ванной и в бассейне, настолько он хорошо переносит влияние пара. Акриловая краска – вариант для дерева внутри и снаружи дома.

Силиконовые

Для фасадных работ применяют силиконовые краски

Для покраски деревянного дома внутри смесь на базе силиконовой смолы представляется одним из лучших вариантов. При высокой водонепроницаемости покрытие пропускает воздух, что сохраняет все преимущества деревянного здания. Краска не выгорает на солнце, совершенно нечувствительна к плесени и грибкам, не стирается.

Силиконовая смесь – одно из самых эластичных покрытий. Слой отделки маскирует трещины до 2 мм шириной. Состав можно пигментировать, изменяя оттенок и интенсивность.

Группы средств для обработки вагонки

Качественное покрытие (прозрачное или пигментированное) позволит сохранить древесину от порчи и гниения, обеспечит защиту от влажности и ультрафиолетовых лучей, убережет от механических сколов и царапин, обеспечит бактерицидную защиту от насекомых и прочих вредителей и даже убережет от разрушительного действия огня.

Решая вопрос надо ли обрабатывать вагонку внутри дома для начала стоит разобраться, а какие есть средства и для чего они предназначены.

Как правило, препараты для обработки древесных панелей по назначению делят на две группы: декоративные и защитные

Важно проводить обработку средствами из обеих групп или подобрать комбинированные составы. Рассмотрим подробнее представленные на современном строительном рынке вещества, а выбрать есть из чего, ведь ассортимент пестрит разнообразием

Антисептические препараты (растворы, смеси) позволяют защитить дерево от развития микроорганизмов и плесени, что особенно актуально, если вопрос стоит надо ли обрабатывать вагонку внутри дома и особенно в помещениях повышенной влажности (кухни, ванные, санузлы и т.д.)

Здесь стоит обратить внимание на этикетку препарата с обязательным указанием, что продукт предназначен для внутренних работ

Грунтовочные составы позволяют увеличить адгезионные свойства ламелей. Это необходимо для последующего нанесения декоративных отделок. Обычно данные препараты являются комбинированными, и сочетают в себе свойства грунтовки и антисептика, что позволяет сэкономить время и деньги на предварительную обработку.

Морилка – одно из универсальных средств, часто применяемых в обработке дерева. Данный препарат позволяет выровнять натуральный цвет изделия, усилив естественный эффект и кроме того защищает поверхность от воздействия микрофлоры. Обработанную морилкой вагонку можно лишь слегка отполировать воском или вскрыть лаком и поверхность будет безупречной. Идеальный вариант для бани или сауны.

Воск обеспечивает надежную защиту от повреждений и позволит снизить парообмен, что особенно важно для парных в банях и саунах. Помимо этого вощеная поверхность приобретает ровный, глубокий цвет и текстура дерева выгодно подчеркивается

Такое покрытие держится десятилетиями, что позволяет выгодно сэкономить.

Лаки относятся к прозрачным или полупрозрачным составам и позволяют придать панелям красивый, но без лишнего шика, блеск. Добавив к лаку любой колер можно добиться уникального интересного эффекта.

Краски применяются намного реже, ведь пигментированные компоненты полностью скрывают натуральную текстуру дерева, что смотрится не всегда удачно. Впрочем, если цвет продиктован общим стилем, то покраска очень даже приветствуется. Особенно удачно смотрятся окрашенные панели в помещениях стиля прованс или кантри, при этом цветовая палитра может быть весьма обширна от нежных воздушных пастельных оттенков до насыщенно-спелых тонов.

Рассматривая вопрос надо ли обрабатывать вагонку внутри дома, то список средств будет внушительно длинным. Грунтовые составы прекрасно подойдут для внутренних работ, особенно если в дальнейшем по плану задумана декоративная покраска панелей. Даже на пораженных цвелью участках древесных плашек можно применить грунтовку, обеспечив одновременно и защиту, и маскировку.

Производя внутренние работы лучше отдать предпочтение средствам на водной основе, к примеру, аквалакам. Отсутствие неприятного запаха, ядовитых компонентов и быстрое высыхание – весомые аргументы в пользу данных составов.

Обработка маслом также будет уместна в доме, ведь защита от влаги и пыли обеспечена, да и отсутствие посторонних ароматов (кроме оригинального растительного) тоже плюс.

Как покрасить?

Покрасить вагонку внутри дома можно в любой цвет. Для этого можно использовать любой тип краски – в этом случае все зависит от декоративных требований и особенностей помещения.

Ниже представлена пошаговая инструкция по покраске вагонки своими руками.

  • Каждая дощечка проверяется и сортируется. Неровная, треснутая или выгнутая вагонка отправляется на обработку, а неподходящие для отделки детали используются для тестирования цвета или лака.
  • После сортировки доски отчищаются от загрязнений и шлифуются специальной машинкой. Если такого инструмента под рукой нет, то можно воспользоваться подручными средствами: деревянным бруском с наждачкой.
  • Грунтовка и защитные средства наносятся краскопультом или валиком.
  • Во влажном и неотапливаемом помещении специалисты рекомендуют использовать исключительно обработанную со всех сторон древесину, чтобы материал не утратил первоначальный внешний вид. После полного высыхания можно переходить к декоративной отделке: покрытию краской или лаком.
  • Для получения наилучшего эффекта в помещении дизайнеры настоятельно рекомендуют обрабатывать каждую деталь по очереди. Для этого следует отшлифовать, покрасить и высушить все дощечки и только после этого переходить к монтажу.
  • Покрытие необходимо наносить кистью или валиком по центральной части вагонки на всю длину. Краска тщательно растирается и растушевывается до получения ровного однородного оттенка. Для этого понадобятся две кисти: средней толщины и узкого формата. Окрашенной поверхности необходимо полностью высохнуть, поэтому после этого доски откладываются в сторону на несколько минут.
  • После полного высыхания можно дополнительно повторить этап шлифовки поверхности. Затем наносится еще один или несколько слоев краски – все зависит от того эффекта, который необходимо получить. Краска, нанесенная тонкими слоями, держится дольше, чем один толстый слой, но последний должен быть максимально тонким. Затем вагонка снова отправляется сохнуть.
  • Если красить готовую поверхность, то между досками останутся необработанные участки, поэтому хорошо прокрасить стыки не удастся. Такой способ отделки допустим только в случае обновления цвета.
  • Окрашивание старой вагонки – это трудоемкий процесс, который требует правильной подготовки. Если в некоторых местах на стенах краска откололась, то от нее нужно избавиться. Для этого при помощи строительного фена следует подогреть поверхность стены и снять верхний лакированный или окрашенный слой. После этого вагонку необходимо шлифовать и снова грунтовать.

Со временем любое защитное покрытие теряет свои свойства, поэтому периодически доски необходимо повторно пропитывать антипиренами и бактерицидными средствами, а также дополнительно покрывать поверхность различными лаками. Антиперен используется для защиты древесины от огня, срок службы покрытия – до 5 лет, поэтому за этот период необходимо дополнительно обработать поверхность средством.

При первичном нанесении специалисты советуют дополнительно для примера использовать небольшую часть такой же древесины. Состав наносится на поверхность двумя слоями при помощи кисти или пульверизатора. После полного высыхания обработанную часть дощечки, используемой для образца, нужно поджечь – поверхность не должна гореть и тлеть, а спустя 30 секунд должна почернеть и обуглиться. Бактерицидные составы помогут избежать заражения грибком и бороться с имеющейся плесенью.

Подготовка поверхности

Очистка и шлифовка панелей

Перед началом работ штучные изделия внимательно осматриваются, сортируются. Отбраковываются покореженные, треснувшие доски. Если используется евровагонка, то некачественных образцов почти не попадается, поскольку предъявляются более высокие требования при производстве. Она соответствует европейским стандартам и отличается от обычной вагонки сортом древесины.

Со старых досок предварительно удаляется предыдущее покрытие. Пригодится ручная цикля, а в труднодоступных местах — стамеска. Применение болгарки с насадкой ведет к запылению помещения. Возможно употребление смывки, например, «Антикрас». Обрабатывается согласно инструкции, убирается водой.

Дощечки шлифуются до получения гладкой поверхности. Если нет шлифовальной машинки, можно воспользоваться бруском, на который крепится наждачная бумага с зерном 250. Тыльная сторона не шлифуется, круговыми движениями обрабатывается лишь лицевая, а также шип и паз. Все делается равномерно: нельзя оказывать излишнее давление на обрабатываемую площадь, тереть долго один участок.

Обработка защитными составами

После шлифовки дощечки обрабатываются антисептической пропиткой, например, «Олимп», которая защищает от повреждений древесины грибками и жучками-древоточцами

Особенно это важно для материала, предназначенного к использованию на открытом воздухе. Внутри квартир не применяются масляные антисептики, только водорастворимые

Если вагонка старая и уже поражена грибками (видны сине-черные пятна), она покрывается хлорсодержащими жидкостями с целью отбеливания. Например: «Рогнеда Иней», «NEOMID 500», «Оптимист С411». Выдерживается время, указанное в инструкции, после чего средство смывается под струей воды. Доски просушиваются в тени. Образовавшиеся высолы удаляются мягкой щеткой, в завершение применяется антисептик.

Изделия из хвойных пород обессмоливаются с использованием препаратов, позволяющих растворить смолу: ацетон, бензин, этиловый спирт, скипидар, уайт-спирит. Средство обильно наносится на необходимые участки, растирается щеткой, после чего тщательно промывается струей теплой воды. Процедура повторяется 2-3 раза. На завершающем этапе дощечки протираются уксусной кислотой и оставляются для просушки.

Если вагонка не была пропитана на деревообрабатывающем предприятии составом от возгорания, проводится поверхностная обработка с помощью губки или пульверизатора средствами «Негорин», «Авангард», «Экодом». Если больше ничем не планируется покрывать, то через три года противопожарные мероприятия повторяются.

Для предварительного покрытия применяют грунтовки серии «КФ». Состав наносится в 1 слой губкой, не экономится, сохнет 5 дней. На прогрунтованное основание ЛКМ ложится ровнее.

Затемнение дерева, декор «под старину»

Любое дерево со временем теряет свой яркий цвет и тускнеет. Состаренная древесина — излюбленный материал дизайнеров при создании аутентичных интерьеров для помещений. «Антикварный» стиль требует от маляра нанесения нескольких слоев специальной краски для создания необходимого оттенка древесины.

Для затемнения древесины традиционно используют олифу. Это доступный материал, который легко использовать для придания коричневых или желтоватых оттенков дереву. Из негативных сторон состава нужно отметить долгое высыхание слоя. Наносить олифу можно как кистью, так губкой. Главным плюсом олифы является глубокая пропитка древесины, защита от гниения и заражения грибком. Излишки олифы легко убрать чистой губкой или тканью, полное высыхание состава происходит за 1-2 суток.

Покраска вагонки акрилатной краской позволит задать произвольный цвет для ламели, мягких оттенков желтого до матового черного. Акрилатные краски наносятся кистью на подготовленную зашлифованную поверхность и характеризуются большим сроком службы. Такое покрытие не трескается со временем, повышает защитные свойства древесины, добавляет поверхности матовую фактуру.

Эмаль на алкидной основе немного уступает акрилатной краске в долговечности, но позволяет создать уникальный оттенок для дерева. Состав создает глянцевую поверхность, хорошо схватывается с деревом и повышает его устойчивость к влаге и перепаду температур. Однако вагонка, окрашенная алкидной эмалью, со временем может выцветать или тускнеть.

Водоэмульсионные краски создают матовую поверхность на древесине и при этом не скрывают естественную фактуру дерева. Это очень дешевый и многофункциональный состав, который позволяет создать уникальный дизайн покрытия без риска испортить поверхность. Наносить водоэмульсионную краску можно как кистью, так и валиком, что ускоряет процесс отделочных работ.

Подготовка вагонки к покраске

Данный этап строительных работ будет излишним для евровагонки, ведь европейские производители действуют по особенным стандартам, которые предполагают обязательное проведение первичной обработки декоративных древесных панелей защитными составами.

Для тех же, кто приобрел стандартную вагонку отечественного производства или собирается установить изделия с предварительно окрашенной поверхностью, в первую очередь, необходимо произвести тщательную первичную обработку древесины.

Подготовка новой вагонки

Подготовка новой древесной доски, которая была вами куплена в одном из магазинов строительных материалов, включает в себя проведение следующих работ:

  1. Партия вагонки обычно допускает пересортицу до 10%, то есть в имеющемся материале первого сорта может содержаться небольшое количество второсортной доски. Чтобы не нарушить целостный вид поверхности, ламели нужно внимательно просмотреть и отсортировать.
  2. Вагонка, которую вы приобрели, до начала монтажа должна быть идеально сухой.
  3. Необходимо провести выдержку материала в температурном режиме помещения, где вы планируете проводить монтаж вагонной доски. Конечно, доводить температуру до состояния сауны для “согревания” доски не имеет смысла, но вот полежать ей в том помещении, где будет производиться монтаж, следует в течение 2-3 дней.
  4. Устранение дефектов. К дефектам поверхности вагонки можно отнести шероховатости, синеву, белые пятна, сколы, мертвые сучки. Часть дефектов на панелях можно не трогать, потому что в процессе работы вам понадобится короткая вагонка — для отделки над дверями и окнами. Но перед началом монтажа открытые поверхности дощечек нужно очистить от дефектов путем отбеливания.

Подготовка эксплуатируемой вагонки

К великому сожалению, окрашивание деревянной вагонки — не тот процесс, который можно провести только один раз за весь срок ее службы. Его необходимо периодически повторять.

Перед тем, как покрасить вагонку, покрытую лаком, необходимо обязательно провести предварительную обработку дощечек.

Обычно проводить повторную покраску вагонки необходимо в следующих случаях:

  • нижний слой краски отслоился;
  • ламели потеряли цвет;
  • краска или лак потеряли блеск;
  • на поверхности появился существенный дефект, например, попало масло, жир, другой краситель, растворитель или имеются грибковые повреждения;
  • ныне существующий цвет вагонки не подходит к новому интерьеру дома.

Как очистить вагонку от лака, краски и грязи?

Удалить с поверхности вагонки старый лак или краску можно двумя способами:

  1. Химический. Предполагает использование различные синтетических растворов и составов — смывки и смягчители, которые помогают краске отслаиваться от основания. Отметим, что химический способ является довольно агрессивным. После удаления поверхностного слоя, нужно промыть ламели водой или протереть уайт-спиритом.
  1. Механический. Ныне существующее покрытие снимается при помощи металлической щетки, скребка или строительного фена и шпателя. Для полного удаления краски доски нужно обработать раствором соды. Большим недостатком такого метода является вероятность повреждения ламели щеткой или скребком.

Если возникли частичные глубокие дефекты, их необходимо заделать шпатлевкой. После чего нанесите на обработанное место слой краски, дождаться высыхания, а затем всю поверхность с вагонкой полностью окрасить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector