Перевозка холодильника лежа на боку: можно ли? и как правильно?
Содержание:
- Последствия неправильной транспортировки
- Горизонтальная перевозка
- Как перевезти технику правильно
- В каком положении перевозить холодильник – лёжа или стоя?
- Устройство и принцип работы холодильного агрегата
- Горизонтальная перевозка холодильника
- Нюансы и секреты перевозки
- Обзор возможных способов транспортировки
- Проблемы при нарушении правил транспортировки
- Правила перевозки холодильного агрегата
- Процедура перевозки
- Правила транспортировки
- Особенности перевозки на разные расстояния
Последствия неправильной транспортировки
Как правило, условия транспортировки холодильника оговорены в сопроводительной документации. Однако, несмотря на то, что большинство производителей требует перевозить холодильники в вертикальном положении, это требование часто игнорируется самими покупателями. Как отмечалось выше, нарушение установленных правил перевозки холодильника может привезти к его поломке. Дополнительные нагрузки на компрессор, возникающие в процессе транспортировки холодильника в горизонтальном положении, приводят к его смещению или обрыву. При смещении возникают трещины, через которые улетучивается фрион, или заменяющий его газ.
Транспортировать холодильник в горизонтальном положении можно только на небольшие расстояния, соблюдая меры предосторожности. Помните, что в таком положении тряска и удары могут вызвать значительно более опасные повреждения, чем при вертикальном
Холодильник можно положить либо на заднюю стенку, либо на бок, причем таким образом, чтобы дверца не могла открыться самопроизвольно. Нельзя класть холодильник на дверь, поскольку в этом положении возрастает вероятность повреждений. Следите за тем, чтобы ведущая от компрессора трубка была направлена вверх. В этом случае, если масло прольется в контур, при включении холодильника оно снова попадет в компрессор. Даже если транспортировка прошла удачно, холодильник не рекомендуется сразу включать в сеть. Перед этим он обязательно должен постоять 3-4 часа в вертикальном положении, чтобы вытекшее компрессорное масло стекло обратно в компрессор.
Переезд, это вообще занятие не из приятных, а если еще приходится столкнуться необходимостью перевезти громоздкие вещи или те, которые требуют бережной или особой транспортировки может обернуться настоящим бедствием.
Сразу возникает множество вопросов, на которые, казалось бы, сложно получить точные ответы.
Начнем в самого сложного «Как перевозить холодильник? ».
Горизонтальная перевозка
Если не получается перевезти холодильник вертикально (нет транспорта), рассмотрите транспортировку в горизонтальном положении. Да, такой вариант возможен, но есть несколько условий:
- Ни один холодильник не переживет транспортировку на спинке, независимо от модели;
- Транспортировка современных холодильников возможна на боку;
- Во избежание повреждений корпуса технику стоит хорошо упаковать.
Советские модели ни в коем случае нельзя транспортировать лежа ни на спинке, ни на боку. Причина в тяжелом компрессоре – даже небольшая тряска может стать роковой, несмотря на надежные крепления. Поэтому если вы хотите доставить холодильник «ЗИЛ», «Полюс», «Саратов» в целости и дальше продолжать ими пользоваться, то горизонтальная перевозка должна быть полностью исключена.
Что касается современных моделей, то они вполне способны перенести это испытание после предварительной подготовки. Из камер необходимо все извлечь, дверцы зафиксировать, чтобы они не открывались, а корпус обмотать пузырчатой пленкой. Это позволит доставить технику в целости, без повреждений. Однако с холодильниками с системой NoFrost всё не так просто: они также входят в группу риска, и горизонтальная перевозка у них тоже может стать причиной срыва компрессора. Но вероятность, что это случится, гораздо ниже, чем у советских моделей, поэтому многие пробуют перевозить холодильник в машине на боку и успешно довозят технику до пункта назначения.
Таким образом, решившись на горизонтальную перевозку, следует трезво оценивать свои риски. И если холодильник новый и находится на гарантии от производителя, поломка, вызванная неправильной транспортировкой, не будет считаться гарантийным случаем, т.к. во всех инструкциях производители указывают, что так нельзя перевозить холодильник.
Как перевезти технику правильно
Если холодильник новый, доверьте его доставку профессионалам. Многие магазины предлагают бесплатную перевозку, но не поднятие девайса на этаж.
Во-первых, вам не придется тратить время на поиск грузовика. Во-вторых, при доставке из магазина вы по гарантийному талону сможете воспользоваться возвратом, если техника окажется с браком либо не понравится вам. При самостоятельных перевозках доказать, что неисправность изделия – вина завода, гораздо труднее.
Мои рекомендации касаются тех, кому предстоит самостоятельная транспортировка бытового холодильного прибора.
- Полностью разгрузите агрегат, разморозьте и вымойте его. Возможно, этот совет кажется вам неуместным, но после того, как мой кум перевозил набитый детскими игрушками девайс – хорошо хоть безо льда, — я счел необходимым включить этот пункт в инструкцию.
- Определите, с какой стороны расположена нагнетательная трубка – деталь, транспортирующая хладагент из компрессора. Во время перевозки она должна оказаться вверху. В противном случае, растекшееся из компрессора масло не затечет обратно после возвращения холодильника в вертикальное положение, а будет продвигаться по системе потоком хладагента. Это чревато серьезными поломками.
- Зафиксируйте компрессор специальными болтами. Если у вашей модели они отсутствуют, используйте пенопласт. Еще один способ закрепления компрессора – монтажная пена. Держит надежно, но ее дольше извлекать.
- Обмотайте агрегат нетугими ремнями, чтобы зафиксировать дверцы холодильной и морозильной камер.
- Очень хорошо, если у вас есть возможность доставить холодильник в заводской упаковке. Тем, кто уже выбросил оригинальную коробку, понадобится пенопласт или картон. Как можно плотнее обмотайте девайс вокруг, закрепив материал веревками.
- Пол в грузовом транспортном средстве застелите толстым слоем картона либо просто одеялами.
- Поместите БХП на бок, противоположный нагнетательной трубке. Обвяжите ремнями, пристегнув их свободные концы к стенам газели.
Если хотите правильно перевезти холодильник, проследите за процессом лично. Лучше всего сесть в кузов, страхуя технику на поворотах
Особенно это важно при переездах на дальние расстояния.
Планируете быть за рулем, перевозя агрегат? Не гоните, будьте внимательны на дороге, при шуме из грузового отсека – остановитесь и проверьте девайс.
Крайне нежелательно транспортировать БХП в легковом автомобиле. Исключение может составлять минивэн, при условии, что из него предварительно будут убраны задние сидения. Недопустимо перевозить агрегат с открытой задней дверью. Если не вмещается в авто – ищите другой транспорт. Или впоследствии придется искать новый холодильник.
В каком положении перевозить холодильник – лёжа или стоя?
Производители рекомендуют транспортировать такую технику только в вертикальном положении (стоя), используя при этом заводскую упаковку, которая сможет защитить холодильник от ударов и механических повреждений. Во избежание вытекания фреона переноска холодильника (если позволяет пространство) также производится в положении стоя.
Несмотря на распространенное мнение, транспортировка холодильника в положении лежа крайне не рекомендуется. Поскольку это может привести к обрыву или смещению компрессора холодильника. Во избежание этого для фиксации компрессора используются специальные болты. Особенно это касается тех случаев, когда перевозка холодильника осуществляется на большие расстояния.
Также при перевозке оборудования, в положении лежа, может возникнуть такая проблема как растекание масла в компрессоре или же при наклоне оборудования в любую сторону. Что приводит к попаданию масла в трубку нагнетателя, вследствие чего она закупориться, что становится препятствием для нормальной циркуляции фреона. По этой причине холодильник перестает выполнять свою главную функцию — охлаждение продуктов питания.
Именно поэтому производители рекомендуют транспортировать технику только в положении «стоя».
Устройство и принцип работы холодильного агрегата
Чтобы исключить возможные поломки в ходе перевозки, желательно иметь хотя бы общее понятие о работе аппарата.
Практически все бытовые агрегаты работают по одному принципу. Он основан на методе непрерывного охлаждения жидкости в замкнутой системе путём её перекачки от одного узла к другому:
- Разогретый газ, в холодильниках обычно используется фреон, выкачивается из испарителя и в парообразном состоянии поступает в компрессор.
- Двигатель компрессора, создавая давление на вещество в камере агрегата, нагнетает его в конденсаторный радиатор.
- Парообразный хладагент начинает отдавать тепло через радиаторную решётку в окружающее пространство, одновременно меняет своё агрегатное состояние, переходя из состояния пара в жидкостную консистенцию.
- В сжиженном состоянии сильно охлаждённое вещество через фильтр-осушитель по капиллярной трубке, предназначенной для выравнивания давления, вновь поступает в испаритель.
- В испарителе под низким давлением фреон забирает тепло от камер холодильника и охлаждает их, снова переходя в процессе теплообмена в газообразное состояние.
Приведя камеры холодильного устройства к нужной температуре, реле через датчик температуры отключает компрессор. Повторное включение происходит также по команде датчика, и агрегат вновь начинает работать по выше описанному сценарию. Этот цикл повторяется бесконечное число раз, обеспечивая охлаждение холодильных и морозильных камер до заданных параметров на протяжении всего периода жизни холодильной установки.
Сердцем всего устройства является компрессор, его повреждения в процессе перевозки могут привести к выходу из строя всей системы. Также возможно повреждение радиаторной решётки с последующим испарением фреона. Находясь на тыльной стороне холодильника и представляя собой набор тонких трубочек в виде змеевика для лучшей отдачи тепла в атмосферу, эта хрупкая конструкция нуждается в тщательной защите в процессе перевозки.
Теперь, зная слабые места бытового прибора, легче подготовиться к его транспортировке.
Горизонтальная перевозка холодильника
Производители, опасаясь смешивания компрессорного масла с фреоном, запрещают транспортировку холодильных установок с наклоном свыше 40 градусов.
Мнение специалистов по этой бытовой технике иное. Они утверждают, что перевозку можно осуществлять и в горизонтальной плоскости, следует лишь правильно размещать его при перевозке.
Во-первых, нельзя перевозить лицом вниз, особенно модели старых марок, чтобы не поломать выступающие ручки или дверные крепления.
Во-вторых, категорически не рекомендуется транспортировать агрегат на спине, поскольку возможно повреждение трубок радиатора под большим весом самого холодильного устройства.
Учтите! В обоих случаях возможно смешивание фреона с маслом компрессорной камеры, что неизбежно приведёт устройство к выходу из строя в случае засорения капиллярной трубки.
В-третьих, горизонтальная перевозка допустима лишь на боковой стороне, причём трубка выхода газа из компрессора в решётку радиатора должна располагаться сверху. Если перепутать боковые поверхности, опять же возможна поломка, аналогичная той, что указана выше.
Нюансы и секреты перевозки
Транспортировать холодильник можно по-разному, но не все способы являются правильными.
Естественно, все зависит от возможностей обладателя, но лучше учесть некоторые нюансы удачной транспортировки:
- Горизонтально перевозить устройство нежелательно – часто повреждается подвеска компрессора из-за излишних вибраций в процессе транспортировки. Допускается небольшой уклон.
- Если перевозка осуществляется в холодное время года, то устройство придется дополнительно утеплять одеялами, использовать несколько слоев пенопласта.
- При переезде зимой, ни в коем случае не стоит перевозить только что вымытый холодильник – стоит подождать некоторое время пока влага полностью испарится.
- Кроме фиксации дверей, стоит позаботится о фиксации элементов прибора на задней стенке. Это легко осуществляется с помощью скотча.
Существуют советы, которые касаются и дальнейшей эксплуатации после перевоза. Например, после транспортировки холодильник нельзя включать несколько часов. Правило актуально только в холодное время года.
Важно! Иногда в процессе транспортировки укладка прибора осуществляется под уровень на деревянные бруски – уменьшается тряска деталей.
При переносе важно учитывать и грузовую часть. Важно, чтобы не повредилась краска корпуса
Может возникнуть проблема с ржавчиной и плесенью в период использования.
Чтобы не возникло проблем в будущем с работой устройства, стоит дополнительно к основным требования перевозки, осведомится рекомендациями в инструкции.
Обзор возможных способов транспортировки
Вне зависимости от габаритов конкретной модели, эксперты настоятельно рекомендуют перевозить любой холодильник в грузовом транспорте, размещая его строго вертикально.
Тем не менее не исключены случаи, когда везти технику таким образом невозможно из-за ограниченного внутреннего пространства автомобиля. На деле применяются три метода размещения: стоя, под наклоном и лежа.
Вариант #1 — перевозка в вертикальном положении
Транспортировка холодильника стоя – самый правильный вариант, на котором делают упор производители в прилагаемой к технике документации. Он обеспечивает сохранность конструктивных компонентов холодильной техники и их нормальную работоспособность в дальнейшем.
Первым делом подготовленный производителем к транспортировке приобретенный холодильник осторожно переносят и ставят в машину. В салоне он прочно закрепляется в отведенном месте ремнями и дополнительными упорами, предотвращающими нежелательные сдвиги при резком торможении, ухабах и поворотах
Еще раз проверяется надежность фиксации дверей
В салоне он прочно закрепляется в отведенном месте ремнями и дополнительными упорами, предотвращающими нежелательные сдвиги при резком торможении, ухабах и поворотах. Еще раз проверяется надежность фиксации дверей.
В двухдверных моделях скотч наклеивается в четырех местах. Между полом салона и корпусом прибора укладывают любой подручный материал, который будет выполнять амортизирующие функции в дороге и защитит от повреждений окраску: пенопласт, картон от старых ящиков, несколько слоев плотного сукна.
Вариант #2 — транспортировка под наклоном
Не имея возможности воспользоваться авто с высоким фургоном, перевозить в вертикальном положении холодильники длиной больше 1,75 метра затруднительно. Если прибор не помещается в салоне в полный рост, допускается установка под небольшим наклоном. Угол наклона не должен превышать 40 градусов.
Разместив в таком положении, следует холодильник хорошо зафиксировать, подложить сбоку и под него как можно большее количество материалов, которые погасят вибрацию.
Управлять транспортным средством нужно внимательно и осторожно
Важно, чтобы водитель ехал на минимальной скорости и по возможности объезжал малейшие выбоины и ямы, встречающиеся на дорогах
Вариант #3 — горизонтальное размещение
На вопрос о том, можно ли размещать холодильник в салоне лежа, специалисты дают неоднозначные ответы. В инструкциях подавляющего большинства заводов-изготовителей холодильного оборудования указано, что делать этого нельзя, так как существует высокая вероятность повреждения.
Мастера, занимающиеся ремонтом бытовой техники, утверждают, что это вполне осуществимо, но только на не слишком большие расстояния, с учетом ряда нюансов и, как говорится, на свой страх и риск.
Однако статистика не столь печальна: в 10 случаях последствия возникают в 3 из них
Причем связаны они скорее с ухабистой дорогой, неосторожной погрузкой и переноской, отсутствием хорошего крепления деталей, чем с положением оборудования
Укладывать агрегат в горизонтальное положение необходимо на правильный бок. Вверх должна смотреть та сторона, на которую выходят компрессорные трубки. Другой способ размещения может привести к стеканию масла, которое затем попадает в систему циркуляции и засоряет капиллярную трубку.
Стоит учесть, что транспортировка в лежачем виде крайне нежелательна для двух видов оборудования – холодильников старого образца, произведенных еще в Советском Союзе, и новых моделей со встроенной системой NoFrost.
Долговечные и сверхпрочные советские агрегаты оснащены очень тяжелым мотором, легко срывающимся с креплений в процессе тряски, которая неизбежна в пути. В современных изделиях, оборудованных по инновационной технологии, компрессор холодильника часто отходит от встроенной внутренней пружины.
В итоге – полный выход из строя или частичные нарушения в работе компрессора, проявляющиеся в виде постороннего шума и стука.
Проблемы при нарушении правил транспортировки
Пренебрегая установленными правилами перевозки холодильника, владельцы техники сталкиваются с множеством неприятных последствий. Самый распространенный повод для паники возникает, когда после установки на новом месте и подключения к сети прибор отказывается работать или функционирует неисправно.
Зачастую это происходит из-за смешивания продуктов износа с маслом, что провоцирует заклинивание мотора в уже эксплуатируемых агрегатах.
Также причиной может послужить тот факт, что масло, растекшееся при транспортировке, еще не успело в полном объеме стечь обратно в компрессор. В свою очередь, он не запускается без достаточного количества смазки.
В большинстве случаев справиться с проблемой можно без потерь, дав технике отстояться и акклиматизироваться: 8-16 часов после горизонтальной транспортировки, 2-4 часа при условии теплой погоды и 4-6 часов – в морозный зимний период. Чем длиннее и сложнее был путь, тем больше времени понадобится на неподвижный отдых.
Если спустя указанное время холодильник продолжает работать некорректно, имеет смысл говорить о более серьезных факторах, послуживших выходу из строя. К одной из типичных поломок относят утечку фреона, спровоцированную разгерметизацией и различными механическими повреждениями вследствие неправильной транспортировки прибора.
Она определяется по нескольким признакам:
- компрессор работает, но холодопроизводительность прибора заметно снижается;
- оборудование не включается, но в камере работает освещение;
- после запуска агрегат начинает функционировать, но вскоре выключается;
- срабатывает звуковой или световой индикатор, сигнализирующий о критических повышениях температурных показателей внутри прибора.
Обнаружив похожие признаки, необходимо найти место, где произошла утечка, заменить фильтр-осушитель и заправить оборудование фреоном. Эта операция довольно сложная и опасная, поэтому лучше не пытаться справиться с ней своими силами.
Следующий момент, который может повлиять на работу холодильника, — поломка компрессора. При транспортировке часто нарушаются контакты и слетают пружины, удерживающие ротор.
Из-за этого прибор может не включаться совсем, перестает работать один из его отделов, появляется характерный стук мотора. Так как компрессор имеет неразборную конструкцию и его приходится заменять новым, вероятнее всего, что ремонт обойдется недешево.
Правила перевозки холодильного агрегата
Транспортировка подготовленного агрегата также требует выполнения определённых правил погрузки, перевозки и разгрузки.
Правила, гарантирующее положительный результат:
- Вертикальная транспортировка.
- Горизонтальная транспортировка на стороне, противоположной выходной трубке компрессора.
- Жёсткая фиксация перевозимого устройства к кузову или корпусу автотранспортного средства.
- Езда должна быть умеренной, с плавным преодолением (при невозможности объезда) различных препятствий (ям, ухабов, «лежачих полицейских» и т.д.).
- Отсутствие тяжёлых посторонних предметов во внутренней полости холодильника.
Действия, категорически невозможные к применению во время перевозки с места на место:
- перевозка в багажнике или прицепе автомобиля под произвольным углом наклона;
- транспортировка незакреплённого агрегата даже на очень короткие расстояния;
- подъём холодильника на этаж нижней частью вперёд. На лестнице компрессор окажется в верхней точке конденсаторной решётки, и вытекшее масло проникнет в систему циркуляции фреона, с последующим попаданием в капиллярную трубку и фильтр-осушитель;
- транспортировка с незакреплённым компрессором и другими подвижными элементами;
- передвигать или перемещать холодильник, используя дверцу в качестве рычага, опоры или с другой целью.
Процедура перевозки
Значение имеет модель холодильника. Следует подобрать подходящее транспортное средство в зависимости от:
- веса и размеров оборудования;
- срока перевозки;
- присутствия декора.
Еще нужно придерживаться рекомендаций, обозначенных в инструкции. Их составляет производитель, поэтому они самые важные. Не следует экономить на приобретении упаковочных материалов.
Интересно! Как быстро почистить микроволновку в домашних условиях
Для холодильников до 2 метров лучше выбирать «Газель» или другие подобные машины. Транспортировка старого оборудования простая. К такой технике не предъявляются особые требования.
Стенки таких холодильников толстые, выполнены из стали. Техника продолжает работать даже после механических воздействий. А новое оборудование следует перевозить аккуратно.
Можно ли быстро перевезти холодильник лежа на боку? Не следует спешить при этой процедуре. Транспортировка должна осуществляться бережно и внимательно. Только тогда получится сохранить оборудование.
В положении на боку желательно перевозить технику на короткие расстояния. Лучше всего, чтобы транспортировка не была больше 30 минут. А если планируется дальняя дорога, то желательно найти транспорт, где устройство будет размещено вертикально.
Правила транспортировки
Лучше всего перевозить прибор в вертикальном положении, прочно его закрепив. Но, к сожалению, даже в специализированных магазинах бытовой техники может не найтись подходящей свободной машины. Что же после этого делать? Можно ли перевозить холодильник лежа, или нужно во что бы то ни стало искать правильный транспорт?
Не расстраивайтесь, прибор можно перевезти в горизонтальном или наклонном положении при некоторых допущениях
Важно только позаботиться о его сохранности
- На дно кузова кладут плотный картон, пенопласт или старое одеяло, чтобы не допустить повреждения нижней части.
- После этого прибор фиксируют при помощи упоров или специальных ремней.
- Желательно поместить холодильник в картонную коробку или обернуть каким-нибудь мягким материалом. Это может быть ткань, пленка с воздушными пузырьками, полиэтилен.
- Дверь холодильника нужно зафиксировать, чтобы она не открывалась. Для этого можно использовать скотч, только обматывать им надо обратной стороной, чтобы не испортить поверхность. Можно применить малярный скотч или мягкие ремни.
Оптимальный угол наклона при транспортировке составляет 40°. Но можно перевозить холодильник, аккуратно расположив его на боку, чтобы петли двери были вверху. Во время перевозки на боку надо следить, чтобы тряска была минимальной.
Если хотите перевезти бытовую технику на большие расстояния старайтесь закрепить ее все-таки стоя. Потому что когда вы долго едите, увеличивается вероятность попасть на плохую дорогу с выбоинами, и находящийся на боку компрессор очень просто соскочит с подвесок.
Эти правила относятся к любому прибору – и новому, и старому. Если вы собираетесь перевезти старенький холодильник, то вытащите из него все продукты, съемные полки и контейнеры. Он должен быть абсолютно пуст, а морозильная камера разморожена. После этого полки нужно упаковать отдельно и позаботиться о том, чтобы они тоже не разбились, и на них не образовалось царапин.
Особенности перевозки на разные расстояния
А если нужно перевезти холодильник на очень короткое расстояние? Можно ли так, чтобы он располагался лежа на боку? Многие полагают, что такая транспортировка возможна. Мало того, это самый подходящий вариант, если использовать для этого легковой автомобиль. В нем попросту невозможно установить технику вертикально.
Когда холодильник транспортируют в горизонтальном положении, следует учитывать, что наверху должна быть та сторона, на которую выходят масляные трубки компрессора. Обычно там же располагаются петли двери. А вот на заднюю стенку оборудование класть нельзя, иначе высок риск поломки.
Интересно! Как избавиться от запаха в стиральной машине-автомат
Перед перевозкой оборудования, размещенного в положении лежа, следует тщательно фиксировать двери и компрессор, чтобы они не сместились. Для этого желательно взять упаковку, если она сохранилась. Если же она отсутствует, можно воспользоваться скотчем
Важно, чтобы при транспортировке холодильник располагался неподвижно
Если выбрать не тот бок, масло может проникнуть в циркуляционную систему. Оборудование может и не испортиться, но все же нужно подождать несколько дней, чтобы масло снова оказалось в компрессоре. Только тогда технику можно включать.
Можно ли перевезти холодильник, если он будет лежа на боку, на дальнее расстояние? Если нет другого выхода, нужно обеспечить максимальную неподвижность устройства. Еще необходимо соблюдать такие правила:
- под холодильник помещают картон, пенопласт, мягкое одеяло;
- требуется прочная фиксация;
- не стоит передвигаться быстро, резко поворачивать.
Если дорога была долгой и не очень качественной, оборудование не нужно включать сразу после транспортировки. Оно должно постоять несколько дней. Только потом им можно пользоваться.
По статистике, всего 1-2 случая из 10 приводят к проблемам. А причиной считается не положение устройства, а иные факторы. Оборудование может сломаться по причине тряски в дороге, неправильной погрузки, незафиксированного компрессора.