Вторая жизнь кран-буксы. ремонт своими руками
Содержание:
- Тефлоновая смазка
- Замена в смесителе буксы
- Как отремонтировать
- Замена картриджа однорычажного крана
- Основные поломки кран буксы
- Как отремонтировать кран с керамическими дисками?
- Пошаговая инструкция
- Устройство и ремонт запорной арматуры
- Другие неисправности и способы устранения
- Преимущества керамики
- Ремонт своими руками
- Как заменить или отремонтировать кран-буксу?
Тефлоновая смазка
В последнее время при смазывании пластин пользуются тефлоновой пастой RAVAK — она не может раствориться в воде, но при этом рано или поздно вымывается, из-за чего возникает необходимость частого смазывания.
Хоть и так, но такая «начинка» пользуется бешеной популярностью. У нее есть ряд своих преимуществ:
- большой диапазон температур в сравнении с другими смазками — выдерживает там, где другие отказывают;
- достаточно нанести одну каплю, на лицо — эргономичность;
- ее свойство не позволяет ей желтеть со временем, как это обычно бывает с пастами;
- ею можно также смазывать петли дверей и душевые уголки, планеры душевой кабинки, дверные ручки.
Вышеуказанная информация должна помочь вам при выборе и использовании пасты
Неважно, будь то на кухне, или же у нее будет другое предназначение — главное заключается в ее качестве и долгожительстве. Теперь вы более осведомлены о функциях и общем виде, и вам пригодятся эти знания при выборе той или иной пасты. Удачи вам в этом деле и пускай все пройдет гладко и без проблем
Удачи вам в этом деле и пускай все пройдет гладко и без проблем.
Замена в смесителе буксы
Если смеситель стал издавать нехарактерные для него звуки, или капает вода из плотно закрытого крана, значит, настало время заменить кран буксу.
Букса
Устаревшие редко применяемые буксы червячного типа. Производят полное закрытие крана несколькими поворотами ручки. Герметизирует кран резиновая прокладка, стоит она дешево и заменить ее несложно. Но, несмотря на это имеет недостаток — прокладка быстро изнашивается, поэтому срок эксплуатации червячной конструкции недолгий.
По сравнению с резиновыми аналогами имеет длительный срок эксплуатации, хотя реагирует на качество воды.
Недостатком буксы с керамической «начинкой» имеет высокую стоимость. Еще один недостаток — ее нелегко отремонтировать. При ее поломке проще купить новую буксу, чем подобрать под нее новые прокладки.
Каждая модель наделена своими достоинствами и недостатками, поэтому вам выбирать какого типа кран устанавливать на своей кухне или в ванной комнате.
Устройство кран-буксы отличается в зависимости от производителя.
- Отечественные смесители имеют крепеж под ручку квадратной конфигурации с винтом фиксации.
- Импортные буксы для крепления маховика оборудованы шлицами, их может быть 20 или 24 шт.
Также отличия имеются в размере резьбы. Самыми популярными являются буксы с резьбой в полдюйма, запчасти с 3/4 дюйма найти будет сложно.
Сама процедура по установке новой кран-буксы простая даже для неопытного новичка. Перед тем как выполнить замену убедитесь, что стояки с холодной и горячей водой в квартире перекрыты. Если откроете кран, и вода в него не поступает, значит приступайте к следующему шагу ремонта.
Снимите со смесителя ручку (маховик). Чтобы это выполнить возьмите плоскую тонкую отвертку. Аккуратно подцепите заглушку из пластика, выньте ее из пазов. Делайте все аккуратно, чтобы все фиксаторы остались целыми.
Удаление кран-буксы
После вышеописанных манипуляций откроется доступ к винту фиксации кран-буксы. Возьмите тонкую крестовую отвертку и открутите винт. Снимите ручку, некоторые импортные модели имеют пластмассовый фиксатор маховика, который также нужно аккуратно снять.
В некоторых случаях ручка может «привариться» к шлицам, такое наблюдается, если кран не использовался длительный срок, или букса давно не менялась. В такой ситуации возьмите специальный съемник, или же обработайте шлицы растворителем. Никогда ручку со шлицов не сбивайте, иначе вы повредите конструкцию.
Как отремонтировать
Выделяют несколько рекомендаций, которые помогут правильно отремонтировать сломанную деталь.
Материалы и инструмент
Сначала необходимо заняться подготовкой инструментов и материалов, которыми надо будет пользоваться во время работы.
Набор отверток
Отверткой называют инструмент, который используется при выкручивании и при вкручивании шурупов, винтов и других резьбовых крепежных элементов. Разбирая кран-буксу, рекомендуют пользоваться набором инструментов, так как при выполнении работы могут понадобиться крестовые, прямые и отвертки звездообразного типа.
Плоскогубцы
Еще одним незаменимым инструментом, без которого нельзя проводить ремонтные работы, считаются плоскогубцы. Это слесарно-монтажное изделие с треугольной формой головки, использующееся для захвата небольших железных деталей. Также плоскогубцами пользуются, если надо загнуть нетолстое металлическое изделие.
Разводной ключ
Разводной ключ считается универсальным инструментом, так как он способен заменить целый набор ключей рожкового типа. Его используют практически все слесари и автомеханики. Специалисты советуют пользоваться хромированными разводными ключами, так как они наиболее качественные и долговечные.
Как разобрать
Чтобы снять и разобрать изделие, выполняются следующие действия:
- Снятие колпачка. Сначала необходимо избавиться от декоративного колпачка, прикрепленного винтами или обычной резьбой.
- Демонтаж кольца. Под колпачком находится кольцо, которое снимается разводным ключом.
- Откручивание кран-буксы. Когда кольцо с колпачком сняты, можно избавиться от самого изделия.
Замена прокладки в седле крана
Если необходимо заменить резиновую прокладку, придется выполнить следующие действия:
- Извлечение декоративных заглушек. Они находятся в верхней части конструкции.
- Снятие болта. Крепежный элемент расположен под декоративной заглушкой. Его выкручивают обычным или разводным ключом.
- Замена прокладки. Открутив болт, приступают к замене старой прокладки на новую.
Замена прижимной шайбы
Если смеситель сильно протекает, рекомендуется провести замену прижимной шайбы, которая отвечает за плотное соединение изделия к водопроводным трубам. Чтобы сделать это, надо достать из смесителя буксу и разобрать ее. Для этого придется снять стопорное и уплотнительное кольцо. Затем извлекается прижимная шайба и заменяется на новую. После сборки и установки смесителя надо обязательно проверить, протекает он или нет.
Удаление инородных частиц
Иногда протечка связана не с поломкой конструкции, а с попаданием большого количества инородных частиц внутрь смесителя. В таком случае придется провести очистку изделия, чтобы в нем не осталось мусора, который бы мешал прохождению воды.
Перед прочисткой смеситель отсоединяют от водопроводных труб и чистят его изнутри. При очистке можно воспользоваться моющими средствами, которые разъедают грязь.
Что делать при повреждении металлических элементов
Выделяют несколько дефектов металлических изделий, которые невозможно отремонтировать. К ним относят следующее:
- поломка или износ железного корпуса буксы;
- появление растрескиваний на поверхности изделия;
- стирание резьбы.
При появлении вышеперечисленных неисправностей придется полностью заменять деталь.
Если человек разобрал кран-буксу, ему придется заниматься обратной сборкой изделия. Собирая конструкцию, надо быть очень внимательным, чтобы случайно не перепутать детали. Специалисты рекомендуют заранее ознакомиться со схемой буксы, на которой изображена последовательность сборки основных элементов узла.
Замена картриджа однорычажного крана
Имея дело с однорычажным смесителем джойстикового типа, в котором за управление потоками воды отвечает полимерный или керамический картридж, чтобы устранить неполадки придется произвести замену узла.
Однорычажная конструкция оснащается картриджем, внутри которого размещен окруженный резиновыми манжетами шар с отверстиями, обеспечивающими смешивание потоков воды. И самой распространенной причиной поломки таких устройств являются изношенные манжеты, которые требуют замены.
На рукоятке однорычажного крана с передней стороны предусмотрен указатель холодной/горячей воды, который выполняет роль заглушки
Чтобы заменить картридж, первым делом следует убедиться в том, что перекрыта поступающая к смесителю вода. Затем выпустить из системы оставшуюся жидкость, приподняв для этого рычаг.
С помощью шестигранника откручивают под рукояткой на один-полтора оборота удерживающий джойстик винт. Полностью открутив рукоятку переключателя, снимают джойстик, провернув его вправо или влево. И вместе с ним откручивают расположенный ниже декоративный колпак.
Под декоративной накладкой размещена гайка, удерживающая картридж. Ее также откручивают с помощью гаечного ключа.
Задача мастера – извлечь картридж и аккуратно прочистить салфеткой от налета посадочное место, после чего на подготовленную основу установить новый картридж
Вместе с извлечением картриджа вынимают и резиновые уплотнители, которые в последствие заменяют на новые. Конструкцию с новым механизмом восстанавливают путем сборки.
Стоимость картриджа, оснащенного дисковыми пластинами, не высока. А потому замена этого элемента существенно не скажется на семейном бюджете.
Видео-руководство по замене механизма:
Основные поломки кран буксы
Как определить, что пора провести ремонт буксы водопроводного крана. Очень просто, если вы заметите следующие недостатки:
- кран стал течь даже при закрытом вентиле
- из под вентиля стала просачиваться вода
- маховик перестал фиксироваться в крайних положениях
- струя воды течет неравномерно — появляются «провалы»
Это общие признаки поломки и если вы попадаете хоть под один пункт, то скорее всего вас ждет ремонт. Починить кран буксу смесителя можно своими руками, не прибегая к помощи мастеров. Работа это не сложная и справиться с ней сможет даже школьник.
Но перед тем, как начать необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:
- газовый или разводной ключи
- фум лента
- специальная водостойкая смазка
- накидной ключ на 17
- нож
- набор отверток
Сказать сразу какие потребуются материалы не могу, поскольку причина поломки выясниться только после разбора кран буксы.
Как отремонтировать кран с керамическими дисками?
Как отремонтировать кран с керамическими дисками?
Так же у одно – рычажных смесителей кассета бывает как пластиковая, так и керамическая, и подлежит замене. Стоит от ста и до пятисот рублей.
Во время проведения всех работ воду необходимо перекрывать.
Основная поломка крана с керамическими дисками это истирание (срабатывание) упорного пластикового колечка из-за чего сила прижатия керамических дисков слабеет и кран начинает подкапывать.
Это колечко ещё называют прокладкой на шток и что самое интересное при покупке ремкомплекта вы его там не обнаружите, в запасных частях есть всё и керамические диски и стопор и даже силиконовые и резиновые уплотнители, но вот именно этого маленького, очень часто выходящего со строя колечки нет!
Если вырезать его из пластика очень проблематично, но выход есть!
Его можно заменить на самодельное упорное колечко из миллиметровой медной проволоки.
Сделать его просто, на шток наматывается медная проволока диаметром один миллиметр и потом снимается и разрезается на колечки.
После чего колечки выравниваются в плоскости шайбы и кран собирается (естественно со смазкой, не портящей воду).
Конечно заменить можно и диски и уплотнители, вот и всё в чём заключается ремонт такого крана, вот его внутренности.
Если вдруг треснул корпус или отломалось ушко штока, то возможности ремонта и комплектации такого крана весьма ограничены, так как штоки и корпуса как запчасти не поставляются в продажу, а чтоб подобрать с другого крана, нужно иметь аналогичную деталь, а у разных производителей они очень отличаются по конфигурации, хотя имеют один размер и посадочные места в смеситель.
Поэтому скорее всего придётся заменить полностью!
Принцип ремонта керамических кран-букс аналогичен ремонту простых кранов. Ведь принцип устройства у всех кранов одинаковый.
И естественно если у вас подтекает кран с керамическими дисками, то более 90 процентов , это проблема с прокладками.
Так что прежде всего с керамическими кран-буксами нужно работать очень аккуратно нее перетягивать ключом иначе кран может сломаться.
Поэтому аккуратно разбираем сам кран и кран-буксу.
Вот что мы получаем в результате.
После этого осматриваем прежде всего прокладки. И естественно при необходимости их меняем. А вот для того . чтобы не ошибиться лучше в магазин принести старые прокладки и по ним и выбрать ремкомплект.
После того как вы замените керамические прокладки , затяжку и сборку проводить руками. И только потом подтянуть ключом , но только до тех пор пока кран не перестанет подтекать и естественно перетягивать нельзя, лучше через день операцию повторить.
Чтобы отремонтировать смеситель с керамической кран-буксой необходимо сделать следующее:
Сразу купить ремкомплект
На вентиле смесителя снимаем заглушку под которой винт удерживающий переключатель (“барашек).
Снимаем ручку, откручиваем кран-буксу.
Тут возможно достаточно поменять прокладку между самим краном и кран-буксой.
Если нужен ремонт самой кран-буксе, то продолжаем.
Кран-букса в руках.
Под штоком буксы находится стопорная шайба (она держит шток не давая ему опускаться вниз), поддеваем её отвёрткой, чуть разводим в стороны и на себя (предварительно конечно снимаем прокладку которая скрывает керамическую пару, снять можно даже руками, или поддев отвёрткой).
Чуть постукиваем по штоку (это если керамическая пара сильно прикипела).
Шток идёт вниз и выталкивает из кран-буксы керамическую пару.
Сами диски (керамические) вращаются относительно друг друга, они отлично притёрты и если между ними попадает грязь, окалина, то кран начинает подкапывать.
Возможно достаточно их промыть, или заменить новыми из ремкомплекта.
Сам шток так же очищаем от всех отложений (известь, ржавчина и так далее).
На самом штоке есть два уплотнительных кольца, и их можно заменить, или хотя бы смазать, если визуально они целые.
Сборка в обратной последовательности.
Чаще всего кран-буксу меняют на новую (целиком, при покупке новой, старую возьмите с собой), срок службы такого крана очень приличный.
Пошаговая инструкция
- Отключить подачу воды.
- Снять маховик. Сначала понадобится отвертка, чтобы скрутить фиксирующий винт под колпачком. После того, как маховик снят с прежнего места, открывается доступ к кран-буксе.
- Кран-букса снимается 17-мм ключом. В некоторых керамических конструкциях может быть контргайка, которую можно отпустить разводным ключом. Гаечным ключом на 7 мм против часовой стрелки выкручивается кран-букса “под квадрат”. Трудности могут возникнуть еще на начальном этапе, когда требуется снять винт на ручке крана. Под воздействием воды устройство ржавеет, закисает, и место, куда должна вставляться отвертка, не найти. Справиться с этой ситуацией поможет дрель. Ею делается отверстие в шляпке винта, и она легко снимается. В очень тяжелых ситуациях, когда ржавчина проникла слишком глубоко, кран-буксу придется обработать растворителем, чтобы она поддалась извлечению. Но перед тем как устанавливать новую деталь, нужно хорошо прочистить место установки, резьбу, маховик от остатков ржавчины и растворителя.
- Новую деталь нельзя затягивать слишком туго, лучше немного не дотянуть.
Иногда смеситель начинает течь не из-за поломки кран-буксы, а из-за стирания прокладки. В этом случае ремонт можно сделать, не разбирая конструкцию до конца.
Замена прокладки в седле крана
Сначала нужно перекрыть подачу воды — это обязательное условие даже для самых незначительных работ. С помощью плоской отвертки аккуратно подцепить верхнюю крышку вентиля. Затем выкручивается винт и снимается маховик. Теперь есть доступ к кран-буксе, и нужно выкрутить из седла ее верхнюю часть.
Именно в ней находится шлямбур с надетой на него резиновой прокладкой. Старую прокладку необходимо удалить, установить новую и собрать конструкцию.
Замена прокладки керамической пластины
Этот вид ремонта требуется в том случае, если протечка поступает из самого смесителя, а не вентиля. Для устранения проблемы понадобится разобрать кран-буксу полностью.
Сделать нужно те же операции, что и при замене прокладки в седле крана, с одним лишь изменением: выкручивать не часть кран-буксы, а всю деталь полностью. Кран-буксу уже вне смесителя разделяют на две части — верхнюю и нижнюю — находят между верхним диском и корпусом прокладку, и заменяют ее на новую.
Замена керамический дисков
Меняют диски тогда, когда между ними нарушается герметизация. Это бывает, если между дисками оказалась какая-нибудь песчинка. Поэтому кроме самой замены дисков, нужнохорошо прочистить детали.
Порядок действий:
- Перекрыть воду.
- Открутить крепежный винт и крепежное кольцо смесителя газовым ключом.
- Снять поворотный механизм.
- Вынуть керамические диски.
- Новые диски промыть и поставить на место старых.
- Нанести смазку или силикон на механические детали смесителя, избегая попадания на сами диски.
- Контакт с керамической кран-буксой не требует каких-то особых знаний, умений или инструментов. Вооружившись нашими рекомендациями, вы можете смело приступать к ремонту этой детали.
Устройство и ремонт запорной арматуры
Устройство
Один из вариантов буксы (керамика)
На верхнем изображении вы, по сути, видите, как разобрать кран буксу с керамической парой. Такие модели применяются для так называемых полуоборотистых кранов, хотя на самом деле барашек там прокручивается почти на 360⁰.
Весь механизм состоит из отдельных деталей, это шток, который фиксируется стопорной шайбой или скобой, чтобы не проваливался вниз в неподвижном корпусе. Далее идёт шумогаситель, керамическая пара, у которой одна часть неподвижна, а другая вращается и, наконец, резиновое кольцо, которое выполняет часть функции запорного клапана вместе с керамической парой.
Вариант буксы с червячным механизмом
Устройство смесителя для раковины с червячным механизмом очень похоже на вышеописанное. Но здесь шток вращается не на одном месте, а с помощью червячной передачи может подниматься вверх и опускаться вниз, прижимая тем самым резиновую прокладку к отверстию подачи воды.
В этом случае вся ответственность за мощность струи, а также её полное перекрывание лежит только на резиновой шайбе, которая вставляется в посадочное место в виде подстаканника и прижимается болтом. Для полного открытия крана такого типа вам нужно будет сделать до 10 оборотов барашка (зависит от толщины прокладки) и столько же для того, чтобы перекрыть воду.
Устранение неисправностей
Для того чтобы снять барашек – открутите болт по его центру
- Итак, если протекает кран кран-букса, то в первую очередь попробуйте поджать контргайку на корпусе смесителя – это может являться основной причиной, особенно для механизмов с червячной передачей. Но такой вид неисправности достаточно редко встречается, поэтому, нас сейчас интересует, как снять кран буксу и для этого, в первую очередь, вам понадобится разводной ключ для контргайки и отвёртка для барашка.
- Сначала нужно перекрыть на магистрали (перед водомером) воду и открутить контргайку, но она может прокручиваться вместе с буксой, поэтому барашек не снимайте, пока не сорвёте с места контргайку. Посредине барашка всегда есть декоративная шляпка-заглушка, которая прикрывает болт – вам нужно ей снять и вы увидите головку болта, в которой, скорее всего, прорезь под обычную (минус) отвёртку. После таких манипуляций (сняли контргайку и болт с барашка), инструкция позволяет вытащить буксу наружу для исследования и ремонта (замены).
Снимаем стопорное кольцо
Чтобы произвести ремонт кран буксы после её демонтажа, вам придётся снять стопорное кольцо, удерживающее шток в одном положении и для этого подденьте отвёрткой один из концов и потяните вверх – кольцо снимется. Будьте осторожны – кольцо пружинит и если его дёрнуть, то оно может отлететь в сторону и вы его либо не найдёте, либо потратите на поиски много времени.
Вынимаем керамическую пару вместе со штоком
Продолжаем рассматривать, как отремонтировать кран буксу и давайте попытаемся снять керамическую пару вместе со штоком – скорее всего, это будет не совсем просто, так как она зашлакована (отложение солей из воды). Для облегчения процесса просто постучите ручкой отвёртки по штоку, выбивая его из корпуса – через 5-6 лёгких ударов внутренности сдвинутся и выйдут наружу.
Шток нужно очистить и смазать
На штоке вы, скорее всего, увидите известковые отложения, которые обязательно нужно очистить своими руками – для этого можно использовать кухонный нож или отвёртку. Чтобы он легко проворачивался в корпусе, как это было с самого начала, когда механизм был ещё новым, вам нужно смазать два резиновых кольца на штоке, используя для этого какую-либо машинную смазку типа солидола.
На место, указанное стрелкой, наклейте два-три слоя изоленты
Резиновая прокладка, которая выполняет функцию запорного механизма, без сомнения, сплющилась, поэтому нужно отставить её несколько дальше и для этого есть два способа.
-
- Во-первых, вы можете наклеить два-три слоя изоленты на верхнюю часть керамической пары, как это показано на верхнем фото – керамика отойдёт от штока чуть дальше, что восполнит сплющивание резины.
- Во-вторых, под резиновое кольцо можно подставить кольцо из медной проволоки сечением 0,5-1 мм или толще – эффект будет таким же.
https://youtube.com/watch?v=ySjFzuTy6eA
Сборка смесителя для раковины происходит в обратном порядке и цена ремонта всегда меньше стоимости новой кран-буксы.
Другие неисправности и способы устранения
Под давлением вода находит уязвимые места и просачивается в них. На кухне утечка может образоваться в местах резьбовых соединений крана с подающими шлангами. Причина — износ прокладок либо недостаточное количество герметизирующих материалов. Решение проблемы – замена манжеты и намотка уплотнительной ленты. Частично приостановить поток воды из тела подающего шланга можно изолентой.
В местах повреждения корпуса и гусака может образоваться «фонтан». В таких случаях своими руками можно осуществить лишь временный ремонт. Для заделывания трещин подойдет холодная сварка или жидкий металл. Силиконовый клей (герметик) в подобных вопросах малоэффективный.
Если из крана наблюдается слабый напор, понадобится прочистка аэратора. Располагается деталь на конце гусака. Сильно поржавевший наконечник желательно заменить. Если степень засорения не критичная, аэратор достаточно промыть. В однорычажных системах дополнительная металлическая сетка находится внутри.
Преимущества керамики
В отличие от привычной кран-буксы с прокладкой из резины в керамической запорным элементом служит пара пластинок из керамики. Материал очень твердый, поэтому на нем не образуется царапин. Пластины плотно прилегают друг к другу, могут поворачиваться и имеют отверстия. За счет схождения и расхождения отверстий при повороте пластин относительно друг друга, открывается, закрывается и регулируется водный поток.
На «червячной» кран-буксе с резиновыми прокладками необходимо сделать несколько оборотов, прежде, чем она полностью перекроет поток воды. С керамикой дело обстоит несколько проще – полоборота и вода закрыта!
Из-за того, что краны с прокладками приходится закручивать с усилием, резина быстро изнашивается и начинает пропускать воду. Поэтому резиновые прокладки приходится менять довольно часто.
Принцип работы стандартной керамической кран-буксы заключается в следующем. Одна из двух пластин фиксируется в самом корпусе механизма, в то время как другая выемками зацепляется за шток, к которому прикреплен маховик (барашек) смесителя.
При повороте маховика верхняя пластина смещается, открывая проход потоку воды. Такая конструкция может служить очень долго, но стоит немного дороже прежней модели. Достаточно плохо подобный механизм относится к грязной и жесткой воде, поэтому рекомендуется перед краном установить хотя бы простейший фильтр.
Краны с керамическими пластинами открываются легко, просто и, самое главное, совершенно бесшумно. Достаточно повернуть маховик смесителя на 90 градусов, чтобы обеспечить полный напор воды.
Для того чтобы лучше увидеть все достоинства данной модели, давайте посмотрим из каких частей она состоит и для чего они предназначены.
Итак, керамическая кран-букса состоит из:
-
Корпуса;
- Штока;
- Фиксатора штока;
- Поворотника;
- Двух керамических пластин;
- Прокладки.
Корпус, как правило, делается из различных сплавов цветных металлов. На нем имеется герметизирующая прокладка, благодаря чему нет необходимости для дополнительной изоляции (лен, лента ФУМ и так далее).
По сторонам имеются щели для поступления воды
Приобретая такую кран-буксу в магазине, необходимо обратить внимание на длину ее корпуса. Она может отличаться от длины корпуса буксы, стоявшей в вашем смесителе
Шток удерживается на корпусе при помощи фиксатора. Он обычно изготавливается из стали и выдергивается с помощью обычной плоской отвертки. Поворотник – это та часть, которая отвечает за движения рукоятки. Она достаточно хрупкая и легко ломается при применении лишних усилий.
Верхняя керамическая пластина соединяется с поворотником. Раньше эта пластинка поворачивалась на определенное расстояние. В новых моделях производители убрали это ограничение.
Вторая пластинка должна идеально совпадать с верхней, иначе вода будет плохо поступать. Для этого на нижней пластине имеются дополнительные выступы, за счет которых она надежно фиксируется в корпусе. Для наилучшей работы пластинки необходимо обработать силиконовой смазкой перед сборкой.
Прокладка отвечает за герметичность конструкции. Ее задача сделать так, чтобы вода текла только в одном направлении – между пластинами. В работе и трении не участвует, поэтому живет достаточно долго. Срок службы зависит в основном от качества воды, которая бежит из крана.
Когда мы своей рукой поворачиваем барашек смесителя, шток с поворотником смещают верхнюю керамическую пластину относительно нижней, открывая проход потоку воды. Поворачиваем обратно, пластина встает на свое место, отверстие закрывается, и поступление воды в смесительную камеру прекращается.
Ремонт своими руками
Иногда заменить кран-буксу не представляется возможным. Причин на то масса. Например, поблизости нет специализированного магазина или то, что имеется в продаже, не вызывает доверия. Возможен другой вариант – есть желание полностью поменять смеситель, пока не приобретен новый, а старый требует ремонта. Не очень разумно ставить новую деталь на смеситель, который скоро выбрасывать. Случается и банальное безденежье. В любом из этих случаев стоит рассмотреть возможность ремонта кран-буксы своими руками.
Керамика
Ремонт вентильной головки с керамическими вставками затруднен подбором запасных частей. Тем не менее в некоторых случаях причина неисправности таится не в целостности вставок, а в их состоянии. Иногда достаточно разобрать кран-буксу, вычистить диски, правильно собрать смеситель, и он прослужит еще не один год. Чаще всего подобное случается в домах с низким качеством водопроводной воды без использования фильтров.
Резиновые манжеты
В случае использования кран-букс с манжетами, первое, на что стоит обратить внимание, – состояние уплотнителя. О том, что он требует замены, свидетельствуют капли из крана, который невозможно полностью закрутить, в пользу того же говорит сильный шум воды в смесителе
Для решения проблемы нужно разбирать смеситель, вытаскивать кран-буксу и проверять состояние манжет. Конечно, работу можно начинать только после того, как перекрыта подача воды в квартиру.
Потрепанную, разорванную манжету меняют. Купить подобную деталь несложно, ее же можно вырезать из резины подходящей толщины. Она крепится одним болтом снизу
Помимо уплотнителя, надо обратить внимание на состояние штока. Если имеются трещины и сколы металла, новый уплотнитель не спасет, придется заменить кран-буксу
Возможен другой случай. Запорные устройства срабатывают нормально, но из-под вентиля сочится вода. Чтобы исправить ситуацию, нужно смазать или заменить уплотнительные кольца, установленные на штоке.
Как правило, чтобы отремонтировать кран или смеситель в ванной, вызывают сантехника. Пожалуй, это правильный подход, тем не менее, зная устройство запорной арматуры, с мелким текущим ремонтом можно справиться самому. Замена или ремонт кран-буксы именно тот случай. Самостоятельный ремонт – это скорость, экономия времени, денег и нервов.
Как заменить или отремонтировать кран-буксу?
К сожалению, краны являются не слишком надежными устройствами, которому свойственно протекание. Это связано с изнашиванием или потерей эластичности уплотнительной резинки крана-букса. Замену такого приспособления необходимо проводить раз в год, а при слишком загрязненной водопроводной воде такая процедура проводится чаще. Внутреннему сердечнику, отвечающему за должную работоспособность крана и подачу воды, требуется замена при нехарактерных звуках поворачивающегося смесителя, представленные громким и неприятным тарахтением, или при постоянных протечках крана в закрытом состоянии.
Перед тем, как поменять кран-буксу, необходимо определиться с его устройством и разновидностями, представленными:
- Червячными буксами, имеющими манжету из резины. Такими устройствами полное перекрытие воды обеспечивается двумя-четырьмя оборотами ручки. Конец выдвигаемого штока оснащен резиновой прокладкой, перекрывающей водный поток за счет ее прижимания к внутриклапанному седлу смесителя. Стоимость таких буксов невелика, их приобретение не составляет труда. Замена прокладки, которую возможно изготовить самостоятельно из любого резинового сырья, является легким процессом. К недостатку червячного букса относится его небольшой эксплуатационный срок из-за потери плавности хода в связи с большим числом открывающе-закрывающих вентильных оборотов. Это приводит к резонированию приспособления, сопровождаемому неприятным шумом и разрушением водопроводной сети.
- Керамическими буксами, прекращающими подачу воды полуоборотом ручки, что обеспечивает более тихую работу устройства. Фиксация одной пластины из керамики происходит в буксовом корпусе, второй – на крепежном штоке маховика. Обе пластины имеют симметричные отверстия аналогичной конфигурации. Смещаясь или совмещаясь при повороте ручки, через эти отверстия происходит поступление воды в смеситель. Такое приспособление отличается более высоким сроком службы, но меньшей устойчивостью к загрязненной жидкости. Кроме того, они более дорогостоящие, а ремонт кран-буксы из керамики затруднителен.