Эскизы резьбы по дереву
Содержание:
Инструменты
Первое, что вы должны приобрести, это ножи для резьбы. И они бывают нескольких типов. Здесь все индивидуально: каждый мастер в итоге будет иметь свой основной набор, любимые в использовании инструменты. Но их перечень примерно одинаков для всех резчиков.
Базовые
Резные ножи и являются базовыми инструментами. Нож-резак – считается основным орудием труда резчика. Обладает режущим углом в 35 градусов, а вот длину лезвия и рукоятки имеет разную. Нож-косяк используется преимущественно в плоскорельефной резьбе, а также задействуется в ажурных работах. Богородский нож потребуется для скульптурной резьбы.
Также в работе вам потребуются стамески:
- полукруглого типа – нужны при любых видах работ;
- клюкарзы – стамески с изогнутой рабочей частью;
- штихели – помогают создавать различные канавки;
- клепики – нужны для обработки основного фона.
Скорее всего, понадобятся вам ложечники, чеканы и пуансоны. Последние помогают создавать основной фон. Для измерений и разметки нужны угольник, линейка, пригодится и транспортир, ярунок, отвес, уровень, рулетка и т.д.
Практическое руководство по выбору стамесок дает в своем видео Адольф Юрьев.
Дополнительные
Вспомогательные инструменты нужны не всегда, но без его наличия может остановиться работа со сложными композициями.
Здесь стоит упомянуть:
- буравчики;
- коловороты;
- ручные дрели (нужны для сверления);
- ножовки и (в том числе по металлу);
- лобзик;
- двуручную пилу;
- киянку;
- стусло;
- струбцины;
- скобель;
- тиски;
- молоток;
- бензопилу.
Каждый инструмент потенциально опасен: при неправильном обращении с ним человек рискует получить травмы. И это касается не только электрооборудования. Соблюдение техники безопасности – первое, чему должен научиться резчик.
Изделия из дерева своими руками для детей
Не секрет, что подросткам полезны творческие занятия. Они развивают креативное мышление, фантазию, усидчивость. Давайте вместе с детьми научимся создавать небольшие поделки из корней, веточек и прочих мелочей, а красивые предметы, созданные своими руками, обязательно украсят интерьер подростковой комнаты.
Мастер-класс №1 — сказочная беседка
Для симпатичной беседки понадобились пластиковый стаканчик, картон, веточки, камушки и горячий клей. А как ее собрать? Очень просто, смотрите наглядные фотографии.
Мастер-класс №2 — гараж для машинки
Мальчикам понравится следующий увлекательный урок. Из всяких веточек и палочек юный мастер собирает гараж для крутой машины. Дорогие ребята, смотрите фото, вникайте в пошаговый процесс и тоже создавайте красоту из бросового материала.
Мастер-класс №3 — мебель для кукольного домика
Маленьким принцессам посвящается третий интересный урок. Из веток, картона, кусочков ткани созданы предметы для кукольного обихода. Папы или мамы, глядя на фото, смогут вместе с ребенком создать замечательные вещицы из мелких деревяшек.
Базовые инструменты для ремесла
Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:
- Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
- Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
- Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов — «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
- Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
- Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
- Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
- Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.
А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.
Виды стамесок
В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:
- Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
- «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
- Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
- Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
- Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.
У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.
С чего начать?
Прежде чем приступить к работе, необходимо хорошенько подготовиться, чтобы в процессе максимально избежать возможных сложностей:
прежде всего нужно тщательно проверить перечень нужных инструментов, собрать все необходимое и подобрать подходящий для работы материал;
далее рекомендуется ознакомиться с технологией выполнения работ и рассмотреть подробные примеры и эскизы построения тех или иных фигур;
после того как вы теоретически наметите предстоящие действия, рекомендуется нанести разметку на подходящую заготовку;
также (прежде чем начать резать) следует изучить технику безопасности и меры предосторожности.
Поскольку данное занятие является довольно опасным, меры предосторожности являются обязательным элементом в процессе обучения. Рассмотрим их подробнее:
- необходимо максимально снизить нагрузку на область плечевого пояса, поэтому движения должны совершаться исключительно кистью руки;
- чтобы кисть руки могла двигаться спокойно, необходимо дать рабочей руке опору, для этого рекомендуется плотно прижать ее к рабочей поверхности;
- чтобы случайно не поранить пальцы свободной кисти, необходимо убрать руку с заготовки и лишь слегка придерживать ее в области, отдаленной от режущего предмета.
При соблюдении данных рекомендаций вы сможете насладиться процессом, избежав мелких травм.
Выбор материала для работы
При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:
- Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
- Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
- Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.
Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.
Этапы создания резного медведя
Перед началом работ убедитесь, что инструменты в исправности и достаточно наточены. Начинать резьбу медведя из дерева следует с создания эскиза. Это значит, что медведь должен появиться сначала на бумаге. Хорошо, если вы сможете изобразить его в нескольких проекциях – вид спереди, сзади, сбоку.
Скульптура из дерева – медведь поэтапно:
- Эскиз предстоит перенести на заготовку. Контуры изображения будет удобнее переносить на прямоугольный брусок. И если у вас эскиз составлен в ряде проекций, то старайтесь работать именно с прямоугольной заготовкой.
- Изготовление лепной модели. И этот этап тоже нельзя пропускать. Скульптор должен сначала воплотить задуманную фигуру медведя в пластилине (или глине). Это будет ориентиром для работы скульптора – перед ним будет объемная фигура, контур которой он будет повторять на дереве.
-
Грубая вырубка. Далее с деревянного бруска следует убрать все лишнее, что остается за контуром, топориком или пилой. Мелкие детали вырубать нужно теслом. Скульптура, включающая прямоугольные детали, предполагает выведение на 4 грани.
Для медведей большого размера первичную обработку дерева часто проводят бензопилой
- Работа над рельефом. Углы фигуры резчик должен убрать резаками и стамесками. После этого силуэт уже начнет просматриваться. Но до округления поделки еще рано.
- Детализация. Настало время филигранной проработки деталей. Мастер переходит к формированию таких мелких элементов как шерсть со всеми особенностями ее текстуры. На этом этапе резчик работает со стамеской, косяками и богородским ножом.
- Шлифовка. Далее мастер берет наждачную бумагу или шлифовальную машинку.
Завершит работу обработка фигуры лаком, воском или морилкой, т.е. теми средствами, что защитят медведя от внешних воздействий.
Самым сложным этапом для резчика может стать изготовление головы. Прекрасно, если еще до работы вы определились с рисунком или фото, готовым эскизом медвежьей головы. Начинающие резчики делают трафарет для резьбы, работающий в трех проекциях – фас, вид сзади и профиль. Затем мастер берет подходящий брусок и переносит контуры головы животного без детализации.
После этого лишние куски древесины обрубаются (за исключением низа). Не стоит обрубать нижнее основание, так как мастер должен комфортно держаться за заготовку, ведь далее предстоит вырезание мелких деталей. Нижнее основание убирается в последнюю очередь.
Далее на угловатую заготовку мастер нанесет дополнительные изобразительные линии – носик, уши, лоб и надбровные дуги. Голову резчик обтачивает полукруглыми стамесками, косяками. Затем он прорабатывает мелочи и округляет их богородским ножом.
Резчицкие ножи
Исходный металл – старые опасные бритвы, полотна по металлу для мехпил, отрезные диски-фрезы. Если заготовки небольшого размера, то вырезать форму можно на заточном станке. Из крупных заготовок начальную форму можно вырезать бормашиной с мини-отрезными дисками или болгаркой с отрезными дисками по металлу.
На фото ниже – несколько моих самодельных резцов. Исходные материалы: старый напильник, метчик, дисковая фреза, поломанная стамеска. Рукоятка моего любимого мини-ножа инкрустирована декоративной вставкой из бивня мамонта.
Самодельные резцы Олега Смирнова
Важно: не забывайте непрерывно охлаждать водой металл во время резки. Рукоятку можно сделать из двух деревянных планок, вырезав паз под хвостовик лезвия и посадив его на эпоксидный клей
Второй вариант: просверлить в рукоятке посадочное отверстие под хвостовик, а затем залить сборку эпоксидкой.
Рукоятку можно сделать из двух деревянных планок, вырезав паз под хвостовик лезвия и посадив его на эпоксидный клей. Второй вариант: просверлить в рукоятке посадочное отверстие под хвостовик, а затем залить сборку эпоксидкой.
Этапы работы
Когда эскиз перенесен на основу, начинается самый интересный процесс – непосредственной обработки дерева.
Если вы работаете в технике сквозной резьбы, первым делом необходимо нанести стартовые отверстия в каждом элементе. Выполняется это, как правило, при помощи электрической дрели. После в отверстия вставляется пила, и часть дерева выпиливается. Далее края выравниваются и начинается художественное оформление.
Плоскорельефная и объемная резьба выполняются немного иначе.
В начале ножом проделываются контуры будущих узоров. Далее резаком выполняется прорезка самой глубокой центральной части. От нее формируются все остальные углубления.
Мелкие детали выполняются при помощи стамески.
Глубокий рельеф проделывается стамеской с изогнутым лезвием. По завершении работы все края обрабатываются с целью устранения шероховатостей и сколов.
Этапы работы
Перед тем как приступить к вырезанию из дерева, следует четко представлять себе, из каких этапов состоит процесс. Если все делать последовательно и правильно, то результат точно порадует.
Создание эскиза
Первое, с чего необходимо начать изготовление скульптуры из дерева, это до мелочей представить, что получится в итоге. Конечно, мастер с большим стажем работы, глядя на деревяшку, сразу представляет в голове, что из нее получится, и может даже без всяких подготовительных этапов приступить к работе.
Когда эскиз готов, его следует перенести на заготовку. После этого на дереве надо тщательно прорисовать все детали. Желательно, чтобы рисунок был несколько меньше, чем сама заготовка. Следует не спешить с обрезкой лишних частей, так как изделие необходимо будет еще удобно закрепить на верстаке.
Черновое изделие
Перед вырезанием скульптуры материал нужно еще подготовить.
- необходимо отпилить заготовку по размеру;
- проводится очистка от коры и зачистка всех неровностей.
Когда рисунок переносится на дерево, то лучше всего сразу отметить главные линии, по которым будет проводиться первоначальная резка.
Затем надо выпилить все излишки, то есть провести грубую обработку.
В итоге мастер получает готовую форму, которой необходима фигурная, то есть детальная, проработка. Этот этап не требует спешки. Не стоит сразу убирать все возможные излишки, лучше воспользоваться рельефной обработкой
Важно понимать, что черновой этап – это только начало работы над фигурой
Проработка деталей
После получения готовой формы стоит снова взяться за эскиз и карандаш. Теперь на подготовленную заготовку необходимо нанести рисунок со всеми деталями
Для этого этапа важно, чтобы все инструменты были хорошо заточены
Если после этого уже получилась желаемая фигурка, это не значит, что она полностью готова. Ведь на ней остались неровности, а поверхность имеет шероховатости, которые надо обработать наждачкой.
Также могут появиться трещины, которые следует обработать шпаклевкой. Ее можно приготовить самому, смешав мелкие опилки и клей ПВА. Перед нанесением шпаклевки места трещин необходимо обработать олифой и оставить для просушивания на 7 часов. После этого их можно замазать и оставить на 24-48 часов. Если имеется паяльная лампа, то изделие можно ею обжечь для приобретения теплого оттенка, максимально близкого к натуральному.
Нанесение специального лака придаст деревянной фигурке прекрасный блеск и сохранит ее красоту на долгие годы.
Научиться вырезать из дерева лучше всего на самых простых фигурках. Стоит запастись терпением и пониманием, что мастерство достигается со временем. Двигаясь постепенно от простого к сложному можно будет выработать нужные навыки и научиться создавать настоящие шедевры.
Без чего не обойтись начинающему резчику
Любой, кому посчастливится оказаться в мастерской настоящего мастера резьбы по дереву, ужаснется – так много тот использует различных инструментов. Просто глаза разбегаются. Мастер легко определит, чем выполнить тот или иной штрих, что лучше всего подойдет для той или иной детали. Выбор правильного инструмента для резьбы во многом определяет качество изделия.
Начинающему резчику вовсе не обязательно закупать полный набор инструментов, для изготовления изделий начального уровня можно обойтись несколькими наиболее универсальными ножами и стамесками. Это даст возможность получить опыт работы, выработать свой стиль, а после обзавестись именно тем инструментом, который действительно будет востребован.
Ножи-косяки
Самые распространенные ножи для резьбы по дереву – ножи-косяки. Ими пользуются как маститые профессионалы, так и начинающие резчики. Ножи этого типа имеют скошенное лезвие, благодаря чему удобны для создания небольших углублений. Их применение оправданно как для плоскорельефной выборки, так и для создания объемных композиций.
Отдельная разновидность косяка – нож-флажок. Он выглядит как треугольник, одним углом воткнутый в рукоять. Данный нож универсален, в работе используются все зоны лезвия.
Ножи-косяки отличаются углом режущей кромки и шириной лезвия. По виду заточки различают однофасковые и двухфасковые. В инструментарии начинающего резчика должно быть несколько таких ножей: как минимум три различной ширины.
Резаки для геометрической резьбы
При изготовлении рельефных панно не обойтись без другого распространенного ножа резчика – ножа-резака. Благодаря более длинному лезвию такой нож идеально подходит для создания орнаментов, имеющих форму геометрических фигур. Им удобно обрабатывать криволинейные фигуры и закругления. Так, ножом-топориком вырезают треугольники и другие фигуры.
Помимо создания плоских рельефов, резаки широко применяют и для объемных изделий. В умелых руках маленький резак может сравниться с кистью художника.
Богородский нож, «Татьянка»
Словосочетание «богородская игрушка» знакомо многим. Это деревянная фигурка ручной работы. Практически весь процесс резьбы от подготовки заготовки до сглаживания мелких неровностей выполняют особым ножом, также называемым богородским. Такой нож непременно должен быть в мастерской резчика.
Широко распространена модификация данного ножа, в народе называемая «Татьянка». При резке мягкой древесины полный цикл работ можно выполнить одним этим инструментом. Он отлично подходит для резьбы «на силу», благодаря удобной рукояти идеально передает усилие на лезвие.
Стамески для резьбы по дереву
Выборки самых различных конфигураций удобно делать с помощью стамесок. Резчики используют различный инструмент, но более всего распространены:
- прямые стамески;
- полукруглые или радиусные;
- клюкарзы, полукруглые стамески с изгибом у режущей кромки;
- скобчатые, имеющие П-образный профиль;
- уголковые.
В отличие от ножей, применение стамесок для резьбы по дереву позволяет за один проход сделать канавку требуемой глубины и профиля. При работе с мягкой древесиной стамеску вдавливают рукой, резьба по твердому дереву требует ударной техники. Тут на помощь мастеру придет деревянный молоток, киянка.
Помимо различий в профиле, стамески отличают и по размерам. Существует инструмент с рабочей кромкой от двух миллиметров до нескольких сантиметров.
Кроме этого существует еще один вид инструментов для гравировки и резьбы по дереву – штихель. Им можно выполнять красивые художественные работы.
Другие необходимые инструменты
Одними ножами и стамесками резчику не обойтись. Необходимо обзавестись и другим инструментом, предназначенным для обработки дерева. Список может быть очень обширным, все зависит от квалификации мастера и перечня изделий, которые он планирует изготовить. В любом случае потребуется:
- ножовка или электрическая пила для вырезания заготовки;
- топорик для черновой обработки;
- рубанок и рашпиль для подготовки поверхности доски;
- набор лекал для переноса изображения на заготовку;
- дрель, ручная или электрическая;
- нихромовая проволока для выжигания тонких элементов;
- шлифовальная шкурка разной зернистости для окончательной отделки изделия.
Также нелишним будет побеспокоиться о безопасности при резьбе острым инструментом. Для крепления небольших изделий необходимы столярные тиски или несколько струбцин. Обезопасить руки от травм поможет защитная перчатка из стальной проволоки, это особенно актуально для начинающих резчиков. Если работа подразумевает множественные движения острым ножом «на себя», стоит приобрести фартук из толстой кожи.
Узоры для вырезания. Уроки резьбы по дереву для начинающих
Объемная, контурная и геометрическая резьба по дереву — это одни из наиболее древних методик декорирования самых разных изделий. По большому счету, для работы не нужно ничего, кроме деревянной заготовки и достаточно острого ножа: при должном умении может получиться резной наличник, красивая игрушка или любое другое изделие.
Конечно, шедевры у вас получатся только после многолетней практики. Но начинать осваивать резное дело можно и с самых простых деталей: достаточно изучить эту статью и разобраться в основах.
Разновидности резьбы
Несмотря на то, что в работе с деревом используются самые простые инструменты, да и приемы обработки не отличаются сложностью, результат может быть самым разным. В зависимости от внешнего вида обработанной поверхности выделают такие виды резьбы:
-
Контурная резьба
— пожалуй, самая простая (внешне, не по технике исполнения). Узор наносится на плоскую поверхность неглубокими линиями, формируя контуры рисунка. -
Геометрическая резьба
— самая распространенная ввиду простоты освоения. В отличие от контурной, узоры формируются не линиями, а комбинацией из геометрических фигур, чаще всего клинообразных выемок.
-
Плосковыемчатая резьба —
технология нанесения орнамента или узора на ровную доску. При этом на плоском фоне вырезаются углубления, которые и формируют нужный нам рисунок.
Скульптурная резьба
(объемная) — самая сложная методика. В качестве заготовки берется чурка, ветка или корень, после чего детали придается нужная форма
Здесь важно не только мастерство резчика, но и то, насколько грамотно подобрана древесина.
Конечно, эта классификация весьма условна, но она дает представление о том, куда можно стремиться в совершенствовании своего мастерства.
Что нужно для работы?
Инструменты резчика
Чтобы делать деревянные игрушки, резные рамки, наличники и другие декоративные объекты, мастеру нужны подходящие инструменты. Помимо обычных столярных (пила, дрель, напильник), нужно использовать и специальные приспособления:
Иллюстрация |
Инструмент |
Назначение |
Нож-косяк | Универсальный инструмент, который используется как для геометрической резьбы по дереву, так и для скульптурных работ. | |
Стамески | Наиболее обширная группа инструментов, применяемых для формирования выемок. В зависимости от формы края выделяют такие разновидности:
|
|
Клюкарзы | Специальные стамески с выгнутой рабочей частью. С их помощью выполняется рельефная резьба с сильным заглублением. | |
Ложкорезы | Как следует из названия, специальные инструменты для изготовления деревянных ложек. Особая форма лезвия (кольцо или полукольцо с односторонней заточкой) позволяет эффективно выбирать большие объемы древесины. |
Выбор древесины
Художественная резьба требует формирования достаточно четкого рельефа. А для этого нужны не только подходящие инструменты, но и соответствующий материал. Не всякая древесина подходит для резьбы, а если вы только начинаете осваивать методику, то к выбору нужно подходить очень придирчиво:
-
Липа
— идеальный вариант для новичка. Материал мягкий и однородный, потому самые сложные рисунки для резьбы по дереву лучше осваивать именно на липе. -
Ольха (красная и черная)
— тоже очень хороший вариант, пусть и более плотный. Идеально режется, почти не коробится при высыхании. Основной минус — сложно найти!
-
Береза
— более твердая и упругая, но при этом вполне подходящая для обучения основам резьбы. При высыхании может деформироваться, потому из березы обычно режут небольшие изделия. -
Дуб
— отличный вариант, но только для опытного мастера. Рельеф получается идеальным, но при этом нужен очень острый инструмент и уверенная рука.
-
Груша
— древесина с высокой плотностью и хорошей однородностью. Структура материала позволяет выполнять самые тонкие изделия.
Из дерева этих пород вначале необходимо выпилить заготовки, просушить их, при необходимости — обработать начерно. Только после этого на них наносятся рисунки и эскизы, по которым ведется резьба.
Приемы и методики при геометрической резьбе
По сути, вся работа над резной деталью сводится к трем операциям:
-
Подготовка
— выбор и черновая обработка заготовки, перенесение рисунка. -
Собственно резьба
— нанесение рельефного узора. -
Финишная обработка
— устранение дефектов, шлифовка, лакировка и т. д.
Инструкция по выполнению базовых операций при резьбе показана в таблице:
Иллюстрация |
Этап работы |
Нанесение рисунка. На заготовку нужного размера переносим контуры рисунка для обработки. Можно построить чертеж самостоятельно, с помощью линейки и циркуля, а можно использовать готовые эскизы для резьбы по дереву. Во втором случ |