Роспись разделочной доски. хохлома
Содержание:
- Что нужно приобрести для уроков
- Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи
- Шаг 3. Украшение изделия.
- Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи
- Дерево
- Правила ухода и хранения
- История возникновения промысла
- Материалы и инструменты для росписи
- Требования к материалу изготовления
- Материалы для работы
- Способы изготовления
- Рисование городецкая роспись
- Особенности городецкой росписи
Что нужно приобрести для уроков
Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.
Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.
Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).
(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);
(function(w,n){w=w||[];w.push(]);})(window,’adfoxAsyncParamsScroll’);
Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.
- Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
- Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
- Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.
Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи
Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.
Технологические особенности промысла:
- Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
- Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
- Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
- Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
- Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
- Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
- Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
- Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
- Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.
3 этапа процесса росписи.
Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.
Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.
Шаг 3. Украшение изделия.
Теперь все зависит от вашего эстетического вкуса. Можно украсить доску замысловатым рисунком, можно просто нарисовать линии или точки, но после этого обязательно надо покрыть доску лаком, иначе при первом контакте с водой все рисунки смоются. Не ограничивайте себя в фантазии, создайте уникальные надписи и рисунки, которые будут поднимать вам настроение во время готовки.
Обратите внимание на такую технику, как декупаж. Одну сторону разделочной доски вы будете использовать по назначению, а вторую украсите
Для декупажа нужно приобрести акриловые краски и гуашь любых понравившихся вам цветов (или может у вас уже есть задумка, для которой нужны конкретные цвета), салфетки бумажные с рисунком, клей пва, кисточки, поролон, наждачку и лак, чтобы покрыть поверхность после того, как все готово – для закрепления результата.
В технике декупажа нет ничего сложного, и замысловатое название не должно смущать. Простые действия сводятся к следующему:
- обработайте наждачным материалом все поверхность доски;
- расслоите салфетку с рисунком на две части, вырежьте орнамент;
- нанесите акриловую краску на ту часть, где будете располагать салфетку;
- прижмите к поверхности рисунок от салфетки, смочив его предварительно водой;
- затем оформите остальную часть поверхности – нарисуйте что-нибудь красками, обмакните поролон в акрил, например, золотого цвета, оформите края – это придаст некую старину;
- завершите украшение, покрыв всю раскрашенную сторону доски лаком. Помните, что лак должен быть нанесен только на сторону, которую мы украшали, а не на всю доску полностью, потому что резать на покрытой лаком поверхности будет нелепостью – лак раскрошится, и все усилия будут напрасными.
Вот собственно и все. Ничего сложного, зато какой результат! Красивая кухонная доска, сделанная специально для вас, вами и под ваши потребности. Что может быть приятнее?
О том, как сделать разделочную доску своими руками, смотрите в следующем видео.
Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи
Без предварительной подготовки базы ничего путного не выйдет, поэтому к данному этапу работ относятся с должным вниманием. Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью
Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия
Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью. Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия.
ФОТО: priceguard.ruДерево высыхает естественным образом, а никак не возле приборов отопления, ведь это приводит к деформации изделия
После сушки по поверхности проходятся наждачной бумагой средней зернистости, а после – мелкой. Древесную пыль собирают и складывают в маленькую тару. Её можно использовать вместе с клеем ПВА в качестве шпаклёвочной смеси.
Теперь изделие грунтуют клеем ПВА, смешанным в пропорции 1:1 с водой и оставляют просушиться. После этого поверхность снова полируют мелкодисперсной наждачкой.
Дерево
Классическим, самым распространённым материалом для кухонных рабочих панелей служит дерево. Такую разделочную доску получится выполнить своими руками. Можно взять кусок обычной доски или фанеры. Выполнять изделия из массива предпочтительнее. Это обеспечит экологичность, безопасность, долговечность изделия.
Выполняют разделочные доски из дерева разных пород. Мягкие варианты из сосны или берёзы после активной эксплуатации начинают крошиться, поглощают влагу, ароматы.
Деревянные разделочные доски выполняют как из цельного куска древесины, так и методом склеивания. Некачественные экземпляры легко разрушаются под регулярным воздействием ножа, трескаются, рассыхаются, меняют рельеф. Изделия из дерева требуют особого отношения, ухода.
В отдельную группу можно выделить торцевые разделочные доски. Их выполняют методом склеивания кусочков древесины твёрдых пород, расположенных по диагонали. У них интересная эстетика, отличные эксплуатационные качества.
Правила ухода и хранения
Правильный уход за кухонными досками увеличит продолжительность их использования, обеспечит должный уровень гигиены. Деревянный кухонный инвентарь обрабатывают маслом, для сохранности поверхности. Воск применяют для предотвращения попадания в микротрещины бактерий, частичек пищи. Периодически, деревянную поверхность пропаривают кипящей водой, скоблят ножом.
На что обратить внимание, при эксплуатации деревянных досок:
- Дерево не должно долго находиться в воде, содержаться в условиях повышенной влажности. Такой инвентарь запрещено мыть в посудомоечной машине. После промывания водой из крана, изделия вытирают насухо, помещают в кухонный шкаф.
- Хранение неподалеку с духовкой, плитой, так же недопустимо, дерево высохнет, потрескается.
Кухонная разделочная доска из дерева непригодна, если в ней глубокие трещины, повреждения. В них проникают частицы пищи, бактерии, заводится грибок.
Особенности ухода за пластиковыми изделиями:
- их не рекомендуется скоблить ножом, ошпаривать кипятком, использовать для нарезки горячих продуктов;
- дезинфекцию проводят лимонной кислотой, смешанной с содой, столовым уксусом;
- для выведения пятен поверхность промазывают растительным маслом, которое смывают средством для мытья посуды;
Стеклянные доски моют горячей водой, от бактерий обрабатывают уксусным раствором, перекисью водорода.
История возникновения промысла
У каждого народного промысла есть своя красивая история о его зарождении. У городецкой росписи она тоже есть. В каждой деревне издавна справляли праздник Ивана-Купалы. Жгли костры, угадывали судьбу на венках, собирали травы от нечистых духов. По лесам искали цветок папоротника, цветущего всего лишь ночь в году, а кто его найдет – получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядит, каждый наделял его своим цветом — желтым, синим, красным, даже черным, но все знали, что он самый красивый. И когда нижегородские мастера стали украшать свои деревянные изделия – прялки, детские игрушки, кухонную посуду, то на их работах расцвели необыкновенные цветы – солнечные, синие, огненно-красные и черные. Их называли купавами, розами, но не были они похожи, ни на какой известный цветок. А листочки вокруг него были папоротника. Так, каждый мастер находил свой цветок, который приносил ему и счастье, и достаток, и успех в делах.
Прялка в крестьянской семье – вещь необходимая. Девку и замуж никто не возьмет, если она прясть не умеет, а самое обидное прозвище для таких – «непряха». В каждой семье была своя разборная прялка, и не одна. После работы, донце – деревянную дощечку, на которой закрепляли гребень, вешали на стену. Прялка была непременным подарком к свадьбе. Постепенно на них стали наносить роспись. Донце выбирали красочное, нарядное. В каком волжском селе появились первые расписанные диковинные прялки – неизвестно, но они сразу раскупались на ярмарках.
К концу девятнадцатого века появились дешевые ткани. Прялки убрали в сундуки, а мастера-резчики стали украшать вещи,посуду, предметы быта, лопатки, детские лошадки, игрушки и мебель.
Материалы и инструменты для росписи
Материалы
Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для мезенской росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.
Инструменты
Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В мезенской росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти:
· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской). · круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски. · плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внещнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.
Палитра
нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.
Окончательная отделка расписанного изделия
Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы —олифа, лак, мастика — придают изделию дополнительный декоративный эффект.
Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий!
Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну, что для мезенской росписи даже желательно. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке — лак вздуется.
Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака.
При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.
При нанесении лака как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно сошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.
Требования к материалу изготовления
Что касательно того, как изготавливать разделочную доску из натуральной древесины, то в этом случае можно использовать практически все породы. Стоит лишь заранее отметить тот факт, что самые недорогостоящие варианты, такие как ель или сосна, не самые долговечные, хотя на самом деле можно увеличить их срок эксплуатации благодаря правильному обращению.
Есть несколько определенных требований, которым обязательно стоит следовать:
- Естественно, что при использовании материал обязательно должен быть сухим.
- Фанера или древесина не должны содержать в себе такие дефекты, как, например, нефтяные пятна.
- Заготовка не должна иметь рыхлых или даже гнилых мест, а еще сучков, но при хорошей сноровке сучки можно даже сделать частью дизайна.
Материалы для работы
Выбор краски
Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:
Краска | Особенности |
Акрил | Художественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением. Художественный акрил:
Единственным существенным недостатком акриловых красок является достаточно высокая цена: составы от стоят довольно много. А если учесть, что для рисования иногда нужна целая палитра, то общая сумма выйдет, мягко говоря, внушительной. |
Темпера | Применяется несколько реже акрила, поскольку отличается большей сложностью в нанесении. При этом роспись темперой используют тогда, когда необходимо передать естественные, более мягкие цвета. Темпера также отличается укрывистостью и хорошо сохнет, не деформируясь и не растрескиваясь. |
Гуашь | Гуашевые краски для декорирования деревянных поверхностей применяются несколько реже, поскольку гуашь не отличается стойкостью и потому требует дополнительной защиты (лакировка, лессировка). Частично компенсировать этот недостаток можно, загустив гуашь. Для этого в емкость с краской добавляют от 15 до 30% (по объему) клея ПВА. |
Акварель | Акварельные краски очень редко используются в качестве самостоятельного пигмента, поскольку их структура не позволяет наносить четкие контуры. Из-за высокого содержания воды цветовое пятно расплывается, поскольку пигмент двигается вдоль волокон. В то же время роспись по дереву акварелью используется в качестве вспомогательной методики, например, для тонировки участков при резьбе или выжигании. |
Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.
Компоненты и инструменты
Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.
Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:
- Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
- Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.
- Водные, спиртовые или масляные морилки.
- Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
- Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).
Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:
Кисти художественные разных размеров (от № 0 до № 10). Из материалов лучше всего выбирать колонковые кисти, но они довольно дороги. Именно по этой причине новичкам рекомендуют осваивать методику росписи с «беличьими» кистями или изделиями из щетины, и только потом переходить на дорогие изделия.
- Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
- Валики – для обработки больших поверхностей.
Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.
Среди вспомогательных предметов можно выделить:
- Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
- Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
- Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
- Баночки с водой — для мытья кистей и разведения краски.
Способы изготовления
Если рассмотреть по отдельности варианты изготовления, то тут тоже есть несколько вариантов:
- Итак, первым вариантом будет цельная доска. Иными словами, разделочная доска будет полностью вырезана из древесного массива или же из фанеры, если вы выбрали второй материал.
- Как сделать доску для разделки продуктов из отдельных фрагментов? На самом деле такой вариант имеет место быть. Тут стоит сразу же отметить, что цельные доски вырезать намного проще, но также конкретно склеенное изделие будет считаться самым прочным, потому что подобное изделие будет в меньшей степени подвержено деформации. Еще одним достоинство будет то, что подобный способ дает возможность создавать доску практически любого размера и формы.
Есть еще пару разделений на несколько видов, и многое будет зависеть от размера и формы. Так, создать разделочную доску собственноручно допускается в виде цельного изделия, это стандарт. Есть и другой вариант исполнения, а именно раздвижные доски. Лучше всего ставить их на возвышение, потому что в таком случае будет удобно убирать порезанные продукты.
Еще весьма удобной формой будет использование доски с отсеком для кожуры, обрезков. Два последних вида достаточно практические и простые – это угловая доска, а еще дощечка на ножках.
Рисование городецкая роспись
Вся городецкая роспись символична. Например, конь в ней является как символ богатства, птица означает счастье, а цветы – как изображение здоровья и процветания во всех начатых делах. Художниками в основном выбирались такие сюжеты , как всадники на смелых конях, красочные свадьбы и застолья, семейные и спокойные чаепития и многие другие сцены торжества из обычной жизни людей. Но от того, что художники были обычными крестьянами, создавался своеобразный стиль, в котором строгие и элегантные городские черты перемешаны с простодушием крестьянским , искренностью простого народа тех времен. Сейчас, городецкая роспись адаптирована и для дошкольников, и для взрослых.
Что стоит приобрести
Изначально в мире городецкая роспись была как искусство изображения на дереве, но в наше время технологии усовершенствовались, и поэтому теперь можно рисовать этим стилем на простой бумаге. Даже в школах активно проводят уроки городецкой росписи, знакомя с историей и техникой городецких мастеров.
Вам понадобится:
- Бумага или доска. Первое хорошо для начинающих и детей, второе – для росписи предметов обихода – тарелка, доска и другие натуральные деревянные заготовки.
- Краска. Мастера предпочитают масляные, но для новичков подойдет и гуашь. Обычный набор, состоящий из 12 штук, подойдет.
- Кисти. Как и любому художнику требуются разного размера. Лучше с натуральной щетиной. Для городецкой росписи подойдут три кисточки: флейц, «белка» и колонковая.
- Лак. Если рисунок наносится поверх дерева, необходимо закрепить специальным защитным слоем.
С чего начинать рисунок
Чтобы полностью влиться в этот вид искусства, важно не только просто желание нарисовать и подготовить все материалы, но и изучить технику рисования. Ведь писание «по-городецки» стоит чуть ли не отдельной статьи: как держать кисть, как водить кистью, какими движениями пользоваться в одних или других деталях
Вся городецкая роспись делается в два этапа. Но прежде чем приступит к ним, на поверхность наносится фот, также являющийся и грунтовкой.
1 этап – «подмалёвка». Это является своеобразным нанесением крупных цветовых пятен. Выглядит всё это настолько легко, что справиться может даже пятилетний ребёнок. Ведь вся суть состоит в том, чтобы сначала нанести краску тонким ровным слоем, чтобы нигде не было пробелов и наплывов. Пользуются на этом этапе плоскими и широкими кистями – флейцами. Подходит для закрашивания все крупные фигуры изделия.
2 этап – «оживки». Это прием, когда рисунок с помощью черно — белой краски объединяется в одно целое. На этом этапе применяются художественные кисти. Этот этап очень сложен и потребует от художника немало сил и концентрации. Вся суть оживок состоит в том, чтобы наносить белой или черной краской множество малых точек поверх подмалёвок. Главное не переборщить и предугадать количество оживок, ведь иначе можно испортить произведение искусства.
Особенности городецкой росписи
Основное отличие этого промысла – содержательность. Каждый элемент изображения служит рассказчиком, рисуя не только визуально привлекательный ряд, но и целую историю. Апофеоз содержательности городецкой росписи – жанровые сцены. Они вольные и достаточно условные по своему характеру, иногда даже граничат с шаржем. Но при этом их очень интересно рассматривать, «читать».
В городецкой росписи нередко реалистичные мотивы соседствуют с идеализированными. Образы животных и птиц очень декоративны. На расписных изделиях можно увидеть львов и барсов, которые для России, естественно, были экзотическими животными. Но даже привычный конь предстает на расписной доске горячим, сильным, и при этом изящным животным, поза его горда и воинственна, и сам он предстает не тягловой силой, а царственным животным.
Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы. Где сюжет того требует, художник пользуется мотивом пышного занавеса. Самые предпочитаемые цвета: ярко-красный, выразительный зеленый, глубокий синий, черный. Роспись ведется кистью, предварительный рисунок не наносится. Техника предполагает и широкие мазки, и тончайшие линии, виртуозность прорисовки которых требует навыков и опыта.