Виды вагонки для внутренней отделки
Содержание:
- В чем отличия широкой евровагонки и обычной
- Выбор вагонки для парилки
- Чем обработать?
- Выбор вагонки
- №2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?
- Преимущества и недостатки
- Чем различаются?
- Сорта вагонки
- Размеры деревянной вагонки
- Из какой древесины лучше купить вагонку
- Калькулятор количества вагонки
- Способы укладки и монтажа евровагонки
В чем отличия широкой евровагонки и обычной
Приставка «евро» свидетельствует о том, что эта вагонка, как для внутренней, так и для внешней отделки, считается более качественной. Имеет улучшенные эксплуатационные качества. Ключевые отличия от традиционной (обычной) следующие:
Размеры. Вагонка старого (советского) образца очень толстая, что утяжеляет материал. Евровагонка легче за счет меньшей толщины: 13-19 мм вместо 25. Стандарт ширины евровагонки разный, максимальная ширина – 120 мм, обычная может быть немного шире – 150 мм;
Замок сцепления. Евровагонка имеет более надежный замок. Его выступ длиннее, что обеспечивает хорошую сцепку. Обычный замок меньше по размеру, поэтому часто при эксплуатации ламели расходятся.
Вентиляционные отверстия. Евровагонка имеет отверстия для вентиляции. Они расположены на тыльной стороне. При резких температурных перепадах на ней не образуются щели.
Влажность. Широкая вагонка для внутренней и внешней отделки обязательно проходит дополнительную сушку. Оптимально допустимые показатели влажности в ней – до 15 %. За счет этого она не деформируется при хранении или транспортировке. Обычная имеет влажность 20-25 %. Это негативно сказывается не только на транспортировке, но и на монтаже – с ней тяжелее работать.
Внешний вид. Евровагонка изготавливается при строгом соблюдении евростандартов. У нее всегда гладкий и идеально ровный верхний слой. Сучки, если и встречаются, то очень тщательно обрабатываются. Все элементы, включая торцевые края и замки, плотно и надежно стыкуются. Обычная может иметь ворсистую или слегка шероховатую поверхность, замки не всегда четко изготовлены.
Появление евровагонки немного снизило популярность обычной. Но, тем не менее, обыкновенная может использоваться, как отделочный материал в тех случаях, когда внешний вид стен или потолка не столь важен, или когда на первом плане стоит задача экономии средств.
Выбор вагонки для парилки
Стены и потолок этого помещения облицовывают вагонкой самого высокого качества. Она превосходно выдерживает высокие температуры, повышенную влажность, а также постоянное воздействие воды и пара. Чтобы обшивка бани вагонкой внутри прошла удачно, нужно заранее позаботиться о качестве материала.
Зная технические характеристики разных сортов деревьев, можно с легкостью решить, какую вагонку выбрать для парилки. Безусловно, лучший вариант — панели из лиственных сортов деревьев, поскольку хвойные породы под действием высоких температур будут выделять ядовитые смолы.
Липа
Прекрасный материал, который отличается долговечностью и износостойкостью. Высокая устойчивость к воде предотвращает появление мелких трещин и деформаций при высыхании.
Липовые панели обладают высокой теплопроводностью. Вагонка липа для бани способна равномерно быстро распределять тепло в парилке, в то же время, уменьшая время остывания стен. Малая теплоемкость не позволит оставить ожоги на теле человека при случайном соприкосновении с поверхностью.
Осина
Так же как и липа, вагонка из осины имеет ряд преимуществ. Прежде всего, этот материал имеет низкую травмирующую способность (не оставляет ожогов на теле), а также не портится после высыхания.
Большой спрос на вагонку из осины способствовал разработке и созданию огромного ассортимента различной формы и размеров готовых панелей (прочитайте: «Какая осина для бани подойдёт лучше – планирование сруба»). Что лучше для парилки липа или осина – вопрос строго индивидуальный. Перед покупкой необходимо тщательно проверить поверхность на предмет повреждений, сколов и наличию мелких сучков. Качественный материал определяет долговечность и внешнюю привлекательность готового покрытия.
Ольха
Вагонка ольха для бани приходится по вкусу более авторитарным любителям банного отдыха. Этот материал несколько дороже, чем предыдущие, и отличается более высоким качеством. Идеально гладкая поверхность не имеет дефектов, поэтому после монтажа не требует дополнительной обработки шлифовальной машиной.
Кедр
Панели из этого материала используют при отделке в более дорогих и элитных заведениях. Особую популярность этот материал получил благодаря необычайной красоте и особым целебным свойствам. Древесина из кедра не требует особого подхода при изготовлении, обработке и в процессе монтажных работ.
Лиственница
Самым лучшим материалом для отделки стен в бане по праву считается лиственница. Этот материал отличается необыкновенным внутренним рисунком, прочной структурой, а благодаря особому составу древесины обладает высокой влагоустойчивостью.
Лиственница для бани имеет свои недостатки. Этот материал сложно обрабатывать — высок риск раскалывания и различных повреждений. Особыми теплоизоляционными свойствами тоже не обладает.
Редкие породы
Вагонка «Экстра» класса отличается высокой стоимостью из-за качества используемой древесины. Превосходные технические характеристики, долговечность и красота материалов отличают ее от других, более дешевых вариантов.
Самым изысканным материалом считается дуб. Тяжелые панели, установленные из этого материала, отличаются красивой текстурой. О долговечности материала тоже говорить не приходится.
Не малую популярность приобретает использование африканского дерева Абаш. Его уникальным свойством является способность древесины не нагреваться под воздействием высоких температур. Благодаря этому этот материал чаще используют при изготовлении полок в парилке. Не исключены варианты отделки стен и потолка.
Чем обработать?
Сама по себе вагонка – это хрупкий и недолговечный материал, подверженный воздействию огня, влаги, пыли и насекомых-вредителей. Нивелировать данные недостатки позволяет обработка поверхностей ламелей.
Вагонку внутри дома следует покрывать противопожарными пропитками. Биозащиту материала как внутри, так и снаружи помещения обеспечит применение грунтовки. Такая антисептическая обработка особенно важна для тех панелей, где уже имеются следы поражения древоточцами. Грунтовка не изменяет цвета и фактуры профилей.
Повысить влагостойкость и сохранить природный оттенок досок можно с помощью лака. Обрабатывать поверхности можно без предварительной грунтовки, поскольку лак уже содержит антисептические компоненты. Обработка лаком придает поверхности полуматовый блеск, что подчеркивает глубину и многообразие цвета древесины, позволяет делать влажную уборку, защищает от воздействия температурных перепадов.
При выборе лака для внутренних работ отдавайте предпочтение составам на водной основе – аквалакам. Они не содержат органических веществ, а потому экологичны, быстро сохнут и не имеют неприятного запаха. Для обработки наружных поверхностей приобретайте лаки с гидрофобизирующими компонентами. Такая поверхность будет отталкивать частицы грязи и пыли.
Для защиты от влаги и вредителей древесины в предбаннике можно использовать олифу. Для парной следует купить специальные пропитки универсального действия – они повышают пожаробезопасность материала, защищают их от влаги, содержат антисептические компоненты.
Важный момент – обработку вагонки в бане производят до ее монтажа. Согласно технологии, обрабатывать необходимо обрешетку и панели до монтажа и еще раз – после установки.
Выбор вагонки
Условно весь ассортимент вагонки можно разделить на четыре больших класса:
- Отечественные профили. Самый простой – доска в «четверть». Ее используют редко, так как нет удобного соединения «шип в паз». Больше распространены профили «стандарт» и «колхозница» («штиль»). В первом случае на торцах лицевой панели фаска стандартная (под углом 45°), во втором – скругленная.
- Евровагонка. Отличается более глубоким пазом и наличием «полки» перед удлиненным шипом. Также есть два варианта исполнения: стандартная евровагонка имеет скошенные фаски по лицевой поверхности, «soft line» – скругленные.
- Имитация бруса. По виду профиля – это типичная вагонка «стандарт», но только более мощная. И хотя на границах диапазонов размеров есть совпадения, отличие заключается в назначении. Имитацию бруса используют, когда при отделке надо сохранить стиль «брусового» дома. Поэтому этот вид панелей монтируют в основном горизонтально (а вагонку чаще – вертикально).
Имитация бруса шире, и она полностью повторяет укладку своего «полномерного» аналога
Блок хаус. Сфера применения та же, что и у имитации бруса. Но в этом случае лицевая поверхность панели имеет овальный профиль, который при монтаже повторяет рельеф стены из оцилиндрованного бревна. Для внутренней отделки выбирают самые тонкие панели. Их монтируют исключительно горизонтально.
Если на отделку фасада в основном пускают вагонку из хвойных пород дерева, то для интерьера выбор гораздо шире. Помимо «популярной» сосны или лиственницы, можно встретить предложения по продаже вагонки из кедра, дуба, липы, ясеня и даже экзотических заморских пород.
Для жилых комнат нет ограничений по условиям эксплуатации и влажностному режиму. Единственная комната, где высокая влажность и «мокрый» режим опасен для дерева – это ванная комната. В этом случае лучше использовать вагонку с фабричной обработкой – обычная технология «окрашивания» антисептиками защищает лишь верхний слой, а вакуумное импрегнирование в заводский условиях делают древесину в «массе» неуязвимой для влаги и поражения грибком, в том числе с изнаночной поверхности. Еще один современный вариант «фабричной» защиты – термообработка панелей.
Есть еще такие виды профилей вагонки, как «ланд хаус», финка и целый подвид «деревянных обоев», отличаются от обычной вагонки и евровагонки сложным рельефом лицевой поверхности. Это декоративные деревянные панели, которые используют дозированно – для отделки небольших участков.
Вагонка «кирпичик» имеет рельеф похожий на кирпичную кладку
№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?
На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:
- размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
- замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
- наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
- влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
- внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
- евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.
Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.
Преимущества и недостатки
Вагонка является востребованным отделочным материалом, так как обладает рядом достоинств. К примеру, она уникальна именно простотой монтажа, ведь оформить ею стены или потолок под силу даже новичку. Это не требует особых навыков, а идентичность профиля позволит получить профессиональный вид облицовки. Ее можно монтировать непосредственно на стену либо смонтированный каркас. При этом обе технологии достаточно просты и не вызывают трудностей в работе.
Она может стать ярким акцентом конкретной функциональной зоны помещения либо ее фоном. Вагонка уникальна и тем, что допускает комбинирование разной фактуры для придания материалу больше выразительности. Это экологичный материал, который не выделяет токсических веществ, а потому может быть использован для обшивки разных комнат дома. Важным преимуществом является долговечность подобной обшивки. При аккуратном обращении и должном уходе она может прослужить 15-25 лет.
Независимо от типа материала изготовления вагонка обладает звукоизоляционными свойствами. Она частично поглощает звук, поэтому избавляет домочадцев от постороннего шума, доносящегося с улицы. Помимо этого, данный профиль является внутренней теплоизоляцией помещений.
Вагонка отличается эстетической привлекательностью и небольшим весом. Она проста в транспортировке, практически всегда не нуждается в дополнительной финишной отделке и имеет интересную фактуру. Материал достаточно эффектен и способен сымитировать брус, не оказывая большой весовой нагрузки на фундамент. Помимо этого, он ремонтопригоден и не вызывает особых сложностей в уходе.
Вагонка имеет широкий перечень сортов. Это дает возможность каждому покупателю выбрать удобный для себя вариант с учетом вкусовых предпочтений и имеющегося на покупку бюджета. Удобство такого материала заключается и в том, что под профилем можно спрятать все провода и коммуникации. Она способна замаскировать технические и механические повреждения основания.
В среднем, вагонка не является дорогостоящим материалом. Она доступна, способствует формированию внутри помещений благоприятного микроклимата. Обычно в холодное время года в таких комнатах тепло и сухо.
Однако наряду с массой достоинств, у вагонки есть и недостатки. К примеру, она чувствительна к влаге, ее нельзя мочить водой. Ее необходимо обрабатывать специальными пропитками, чтобы увеличить срок службы отделки
За счет натурального состава она привлекает внимание грызунов и вредных насекомых, что особенно характерно частым домам. Периодически вагонку придется обрабатывать специальным составом, отпугивающим мышей и муравьев
Кроме того, вагонка при нарушении условий эксплуатации может деформироваться и подвержена гниению и усыханию. Ламели характеризуются повышенной пожароопасностью. Дабы уменьшить ее уровень, их придется обрабатывать специальным составом. Регулярно понадобится улучшать ее эстетичный вид, используя влагонепроницаемый лак.
Чем различаются?
Вагонка «Штиль» имеет два принципиальных отличия в размерах профиля: шипы у нее более короткие, чем у евровагонки, а ширина деревянных панелей вариативна и может быть больше.
Ширина панели вагонки «евро» стандартная – 96 мм, длина колеблется от 1,2 до 4 метров. Некоторые производители предлагают доски до 6 метров в длину. Высота профиля – 100–125 мм, длина шипа – 8–9 мм. Для сравнения: длина шипа у обычной вагонки – до 4 мм.
От этих особенностей зависит тип сочленения деталей, а значит, внешний вид всей облицовки также отличается. Финишная поверхность при использовании вагонки «Штиль» получается гладкой и ровной. При монтаже деталей евровагонки получаются полочки, которые у большинства как раз ассоциируются с этим материалом.
Сорта вагонки
В отличие от других материалов, которые в зависимости от своей стоимости обрабатываются по-разному, вся вагонка изготавливается одними и теми же методами, в одной партии и проходит через те же машины. Сортируются уже полностью готовые доски в зависимости от наличия на них трещин, сучков, смоляных карманов, плохо обработанных участков (непрострогов) и ярко выраженной синевы, которая является следствием неправильной сушки дерева.
Также при покупке вагонки надо учитывать такой неприятный момент, что каждый из производителей может сортировать продукцию, основываясь на различные ГОСТах, или вообще разработать свои технические условия. Как итог, если нет уверенности в продукции конкретного производителя, то есть смысл перепроверить хотя бы часть досок перед их приобретением.
Экстра
Дополнительные названия – «безсучковая» или «премиум». Даже мелкие непростроги и трещины на лицевой стороне недопустимы, поэтому в дополнительной обработке такой профиль не нуждается. На погонном метре допускается наличие одного здорового светлого сучка, но без трещин и прочих пороков возле него. При наличии вскрывшихся смоляных кармашков, смола извлекается, а сам участок зашпаклевывается и зачищается мелкой наждачкой.
Класс А
В таких профилях допускается наличие 2-3 сучков на погонный метр изделия и мелкие сколы возле них. На лицевой части могут быть мелкие непростроги и микротрещины (в зависимости от производителя – зашпаклеванные). Также разрешается наличие торцевых трещин, но размером не больше чем ширина доски. Сделанные из сердцевины профили количеством не должны превышать 20% всех досок в упаковке. Если доски из хвойных пород дерева, то разрешается незначительная засмоленность – не больше 10% от общего количества. Общая расцветка может варьироваться на небольших участках досок (до 10%) у каждой десятой из них в упаковке.
Класс В
На одной доске разрешается наличие двух выпадающих сучков, а также трещины – на лицевой поверхности длиной до 300 мм и торцевые. На кромках доски допускаются выпавшие сучки диаметром не более 20 мм. Доски могут быть из сердцевинной части и со смоляными кармашками. Если они изготовлены из хвойных пород, то разрешается засмоленность поверхности. В трех местах на одной доске допускаются места, пораженные насекомыми, но не больше чем на 5% от всего количества досок. Разрешена ненадлежащая окраска кроме синевы и непростроги, если они не влияют на качество сборки.
Класс С
К этому сорту относятся все доски, что не попали в более высокие категории и которые можно использовать по назначению. Явно запрещено использование гнилых досок, но по всем остальным параметрам ограничений нет. В таких профилях могут быть отверстия от сучков диаметром больше двух сантиметров, сквозные трещины и смоляные кармашки, засмоленности и прорости, пораженные насекомыми участки, несоответствие окраски.
Непростроги и прочие дефекты также не ограничиваются, если только они не влияют на стабильность поверхности. По размерам доски любого сорта изготавливаются по следующим допускам: длина ± 50 мм, ширина ± 1 мм и толщина ± 0,5 мм.
Класс А | Класс В | Класс С | |
Сучки | Допустимы: сучки без трещин, не более 2-3 шт на 1 метр доски; трещины и сколы на сучках со стороны гребня и со стороны паза на нижней кромке, которые незаметны в собранном виде. | Допустимы выпадающие диаметром до 20 мм и выпавшие диаметром 20 мм — не более 2 шт на метр доски. | Допустимы выпавшие сучки диаметром более 20 мм. |
Трещины | Допустимы: торцевые размером с ширину доски и микротрещины. | Допустимы торцевые размером 300 мм. по направлению волокон. | Допустимы. |
Сердцевина | Допустима размером не более половины доски у 20% досок из упаковки. | Допустима. | Допустима. |
Креневая древесина | Допустима в небольшом количестве. | Допустима если не будет оказывать влияния на сборку. | Допустима. |
Смоляные кармашки | Допустимы диаметром не более 6 мм, 2 шт. на длину доски. | Допустимы. | Допустимы. |
Засмоленные участки | Допустимы не сильно засмоленные участки у 10% досок из упаковки. | Допустимы. | Допустимы. |
Прорость | Допустима не более половины ширины досок. | Допустима. | Допустима. |
Поражение насекомыми | Не допустимо. | Допустимы не более 3 шт. на длину доски у 5% досок из упаковки. | Допустимо. |
Участки гнили | Не допустимы. | Не допустимы. | Не допустимы. |
Различие окраски | Допустимо у 10 % досок на 10 % площади доски.Не допустима синева. | Допустимы полосы.Недопустима синева. | Допустимо. |
Качество обработки | Допустимы мелкие шероховатости и углубления на кромке в области сучков. | Допустимы дефекты строжки не влияющие на сборку. | Допустимы дефекты строжки не ухудшающие качество отделки. |
Размеры деревянной вагонки
Для различных целей может понадобиться вагонка с определённой длиной, толщиной и шириной, но это не являются сколь-нибудь заметной проблемой, так как производится она во многих размерах, а по длине вообще продается досками от 0,3 до 6 метров с шагом в 10 см.
Обязательно надо учитывать, что чем шире вагонка, тем большая вероятность ее деформации при изменениях температуры или влажности. Соответственно, более узкие доски лучше выдерживают геометрию, а также обладают большей сопротивляемостью к ударным нагрузкам и прочим механическим воздействиям. Определённого декоративного эффекта можно достичь, если в случайном порядке устанавливать доски разной ширины. Этот способ монтажа практически не сказывается на прочности полученной поверхности.
По толщине оптимальным вариантом для внутренних работ являются вагонка размером 12,5 мм – это рассчитанное оптимальное соотношение веса и прочности. Если использовать вагонку для наружных работ, толщину лучше подбирать уже в пределах 15-20 мм, хоть она и выйдет дороже – такие ламели способны удерживать не только свой вес, но и достаточно толстый слой утеплительных материалов.
Длинная вагонка не обязательно изготавливается из цельного куска древесины – зачастую применяется метод сращивания досок по длине, когда в одну ламель соединяются куски размером 150-750 мм. Стыковка производится на микрошип, а само место соединения дополнительно проклеивается и до высыхания клея удерживается под давлением.
Недостатки срощенных ламелей больше относятся к использованию их во внутренней отделке:
- Технология сращивания не позволяет получить доску тоньше 15 мм, что влияет на ее вес и стоимость.
- Нет возможности узнать какой клей использовался на производстве и не будет ли он выделять вредных веществ при нагревании – этот фактор часто удерживает от покупки потребителей которые собираются строить баню.
Преимуществом изготовленной таким методом вагонки является отсутствие внутренних механических напряжений материала. Общая длина этих ламелей – до 6 метров, а по сортности они могут относиться даже к классу «Экстра».
Как итог – из перечисленных разновидностей и характеристик вагонки понятно, что ассортимент этого материала, предлагаемый на рынке, может полностью удовлетворить запросы любого покупателя: по качеству, количеству и стоимости.
Из какой древесины лучше купить вагонку
Каждый тип массива имеет свои свойства, от вида зависит и стоимость. И не всегда недорогой материал должен расцениваться, как некачественный. Правильный подбор разновидности материала зависит от условий и назначения помещения, в котором он будет устанавливаться. Весь ассортимент деревянной широкой вагонки делят на:
- Вагонку из хвойного массива;
- Из лиственных пород дерева.
Широкая вагонка из хвои содержт в себе много эфирных масел, природных смол. Благодаря этим качествам на них меньше образуется грибковых отложений. Такая вагонка устойчивее к высокой влажности. Ее часто применяют в облицовке бань, саун, бассейнов, ванных. При повышении температуры воздуха в помещении из массива вагонки выделяются масла со смолой.
Процесс может продолжаться достаточно долго. Поверхность может становиться немного липковатой. Существенный минус – самовозгорание. Несмотря на это хвойный пиломатериал используют при благоустройстве бань, только перед этим материал обессмоливают.
Самые востребованные породы хвойных пород:
- Кедр. Это очень дорогой вид вагонки с отличными качествами и эксплуатационными свойствами. Имеет красивый внешний вид и несколько оттенков.
- Лиственница. Устойчива к вредителям. Наделена высоким коэффициентом устойчивости к деформации, не боится температурных скачков и слишком высокой температуры.
- Ель. Имеет приятный аромат. Обладает отменными теплоизоляционными свойствами.
- Сосна. Имеет оригинальный и очень красивый рисунок. Стоит такая широкая вагонка не очень дорого. Требует систематического ухода (ее час от часу нужно покрывать лаком, иначе природный цвет начнет мрачнеть и темнеть).
- Лиственные породы, в отличие от хвойных, не так долговечны, не выделяют смол и масел. Не так быстро нагреваются, поэтому чаще используются в банях или саунах. Притязательны к регулярным обработкам ЛКМ. Если этого не делать, они теряют привлекательность и портятся. Самые популярные породы:
- Дуб. Самая прочная, долговечная и дорогостоящая вагонка из лиственных пород. Имеет привлекательный и весьма оригинальный рисунок.
- Липа. Имеет характерный приятный тонкий аромат. Наделена хорошими теплоизоляционными свойствами и шумопоглощением.
- Ясень. Характеризуется, как очень твердая. Практически никогда не растрескивается. Темно-желтого цвета.
- Ольха. Черная ольха имеет светлый кофейный цвет. Наделена высоким коэффициентом устойчивости к влажности.
Каждый вид уникален по-своему. Поэтому дать какой-то определенный совет по выбору очень сложно. Это зависит, как уже говорилось выше, от предназначения помещения, где ее планируют использовать, личных вкусов и денежных возможностей пользователя. Объединяет их всех одно – материал экологически чистый, работать с ним несложно. Главное – не забывать своевременно покрывать лаками и другими защитными средствами.
Калькулятор количества вагонки
Блок-хаус
Считается, что такие панели чаще используются для оформления фасадов. Однако они не менее популярны у собственников загородных строений, которые если не весь дом, то часть комнат предпочитают отделывать именно такой вагонкой. Ее особенность в том, что лицевая сторона выпуклая. При креплении нескольких досок на несущем каркасе они удачно имитируют стену бревенчатого сруба. Основные размеры блок-хауса смотрите здесь.
Американка
Это уже имитация другого пиломатериала – бруса. Для внутренней отделки применяется не так часто, но есть любители и такого оформления помещений.
Порода дерева
В чем принципиальное отличие между ними? Можно выделить лишь два момента, о которых следует знать любому домашнему мастеру.
Хвойная древесина
Вторая особенность – специфический запах в помещении, который сохраняется долгое время уже после окончания отделочных работ. С точки зрения медицины, выделяемые хвойной древесиной микроэлементы благотворно сказываются на организме. Но не все люди его переносят.
Породы лиственные
Сложности с пропиткой вагонки. Причина все в той же плотной структуре. Любой из использующихся в таких случаях препаратов точно не подойдет.
К примеру, по ширине для вагонки деревянной установлены пределы от 45 до 120, по толщине – от 13 до 16 (мм). Длина, как правило, 2,5 или 3 м.
Можно дать такой совет – прежде чем заниматься составлением схемы монтажа, планируя внутреннюю отделку дома, следует поинтересоваться, какая вагонка (с учетом профиля, породы дерева) есть на местном рынке. Именно по размерам.
Другие характеристики, которые следует учесть
Сортность
Каждый стремится при оформлении своего жилища разумно сэкономить, и это вполне нормально. Но выбирая более дешевые виды вагонки, можно столкнуться с такими проблемами, которые обернутся дополнительными финансовыми потерями. Не говоря уже о времени и собственных нервах. Исходя из этого, для внутренней отделки рекомендуется приобретать вагонку высших сортов (Премиум, Экстра, Прима) или первого (A) .
В чем их отличие от более дешевых изделий? Во-первых, нет так называемой «сердцевины» дерева (мякоти). Следовательно, риск развития гнили в структуре вагонки существенно снижается. А это значит, что не придется регулярно заниматься заменой отдельных панелей. Во-вторых, меньше дефектов в виде сучков, «смоляных кармашков». Да и трещины, если имеются, незначительные, и не более 2-х на п.м. Покупая вагонку сортов B и C, на пиломатериале получится несколько сэкономить. Но потом придется подумать, чем можно замаскировать имеющиеся в досках изъяны. А любой состав также стоит денег + время на работу. Вот и выходит, что при внутренней отделке экономия на сорте вагонки весьма призрачная.
Специфика помещения
Если в ней значение влажности выше нормы, то внутреннюю отделку следует производить евровагонкой. Причина понятна – более широкие пазы и шипы обеспечат надежность облицовки.
Технология крепления
Только метизами (гвоздями, саморезами, скобами) или специальными приспособлениями (кляймерами). Все рекомендации по «посадке» вагонки на клей (в интернете встречаются и такие) не выдерживают никакой критики. Отделочные панели этого вида в процессе эксплуатации частично впитывают древесину, набухают, деформируются под воздействием температурных перепадов. Иными словами – «играют». Жесткая фиксация вагонки на клей приведет к тому, что облицовка «поедет». Ее начнет коробить, и без замены отдельных панелей (и это мягко сказано) уже не обойтись. Собственно, на повестке дня встанет вопрос о внеплановом ремонте.
На рынке можно встретить и ряд других панелей, которые именуются вагонкой. О пластике уже сказано. Но есть образцы и из МДФ, например, с соответствующим покрытием, металлов. Выбор за вами, читатель. Но не следует забывать, что первоначальная трактовка термина вагонка – отделочная доска из цельной древесины правильной формы. Именно этот вид панелей, в силу особенностей пиломатериалов (одна их которых – способность «дышать»), позволяет поддерживать в доме приемлемый микроклимат без дополнительных усилий и затрат.
Удачного вам выбора вагонки для внутренней отделки своего жилища!
Способы укладки и монтажа евровагонки
Монтировать доски можно по-разному. Традиционно их располагают или горизонтально, или вертикально, но нет совершенно никаких препятствий в укладке под любым углом или в сочетании различных углов.
На фото вертикальная и горизонтальная укладка евровагонки
Главное в том, как крепить евровагонку, это максимально плотно вогнать «замок» или «шип» в паз. Так же, для большей долговечности все спилы, срезы, в некоторых случаях и сами пазы нужно хорошо обработать специальными строительными пропитками для дерева. Наиболее оптимально пользоваться смешанными составами для универсального применения, сочетающими все нужные качества.
Так же будет не лишним обработать задние стороны евровагонки и несущую основу, на которую планируется прикрепить материал. При применении каких-либо пропиток, материал должен хорошо просохнуть, в сухую и жаркую погоду это минимум 2 или 3 дня, а в дождливую 4-5 дней.
Самая частая ошибка при самостоятельном монтаже среди тех, кто впервые столкнулся с этим материалом – спешка. Доски должны отстояться в том помещении, для которого предназначаются от 5 до 7 дней. Если это балкон, значит они должны стоять на балконе, если дачный дом – на участке перед внешней отделкой и на веранде- перед внутренней.
Это необходимо, что бы уровень влажности в древесине пришел в соответствие с окружающим уровнем влажности. В противном случае, высока вероятность перекосов и необходимости перетяжки, что в любом случае хлопотно и неприятно, а учитывая, что цена евровагонки достаточно высока, такое нетерпение приведет и к дополнительным расходам.
Если стена, к которой планируется прикрепить доски, не ровная – нужно сделать обрешетку. Для этого подойдут простые деревянные бруски, алюминиевый профиль или их сочетание. При необходимости, между вагонкой и стеной можно разместить любые изоляционные прослойки.