5 средневековых европейских достопримечательностей, которые непременно надо посетить

Содержание:

Основные черты готики в архитектуре

Средневековый собор был центром городской жизни, и строился с расчетом на то, чтобы вместить все городское население. На площади перед собором выступали проповедники, устраивали представления бродячие артисты, вели дискуссии профессора и студенты. Своим внешним очарованием и эксплуатационными качествами готическая архитектура обязана следующим характерным признакам:

  • Готический стиль — это характерный, устремленный ввысь облик всех частей сооружения, включая шпили, удлиненные витражные окна, узкие башенки.
  • Каркасная система строительства. Благодаря ее появлению здания стали расти ввысь, а толщина несущих стен становилась меньше.

Конрфорсы и аркбутаныИсточник i.pinimg.com

  • Стрельчатые арки. Они прекрасно справлялись с нагрузкой верхнего свода, перераспределяя ее на нижние конструкции. Благодаря аркам в форме стрел появилась возможность обходиться без множества внутренних стен, что было невозможно в романском стиле.
  • Дополнительные конструкции. Арки в форме дуг и крестов, а также висячие наружные полуарки, способные передать нагрузку за пределы строения.
  • Разнообразный декор готического фасада: архивольт (обрамления арочных пролетов), вимперг (остроконечный щипец над оконным проемом или порталом), «большая роза» (центральное окно собора), фасад, украшенные резьбой.

Витраж в современном интерьереИсточник lunev-design.ru

Элементы готики в современном коттеджном строительстве

В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.

Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей

Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.

Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:

  • конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
  • компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
  • окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.

В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.

Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля

1 из 6

Watch this video on YouTube

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.


Интерьер готического собора

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.


Комната в готическом стиле

Окна

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами

Готическая архитектура на разных этапах своего развития

Готика в архитектуре делится на три этапа:

  • ранний (XII век);
  • зрелый (XIII век);
  • поздний (XIV-XVвека).

Пора познакомиться с исключительно прекрасным направлением в зодчестве, которое и по сей день продолжает занимать свою достойную нишу.

Ранняя готика XII века: шаг вперёд в архитектуре

Средневековое архитектурное искусство развивалось и преодолело романскую ступень, превратившись в более зрелое с художественной точки зрения направление.

Искусство становится более выраженным в религиозном плане и приближается к реальной жизни по своей форме

Это сочетание предыдущих знаний Средневековья с противоречивыми представлениями XII века. В образах строений появляется мечтательность и некая взволнованность патетических образов.

Очевиден нарастающий интерес ко всему духовному и человеческому. Зародилась удивительно человечная концепция зодчества по Франции, архитекторы которой нашли способ облегчить массивность стен и разных перекрытий, тем самым найдя больше возможностей для свободного пространства

Собор города Санс был заложен примерно в 1140 году и полностью построен в XII веке

Собор в Сансе является трёхнефной базиликой. Средний неф широкий и невысокий, что смотрится очень контрастно по сравнению с узостью боковых нефов.  Часть нагрузки продольных арок принимают на себя мощные колонны и столбы.

Вместо галерей появились узкие трифории с аркадами. В связи с изменением величины оконных проёмов в строительстве, на соборе появляются четырёхметровые контрфорсы, принимающие на себя часть нагрузки со стен.

Романские традиции ещё заметны, но явственнее проступает переход на каркасную систему. В XII веке ещё не решили задачу связи каркасной системы и удачных композиционных построений. Ранняя готика занималась поиском именно такого решения.

Яркий пример ранней готики — собор в Лане

Внешний облик зданий на раннем этапе готической архитектуры ещё отдаёт дань романскому стилю.

Собор Парижской Богоматери заложен в 1163 году, а закончен только к XIV веку, что наложило на него отпечатки и раннего и зрелого этапов

Зрелая готика XIII века: ближе к реализму

В XIII веке продолжается строительство начатых в прошлом столетии соборов, появляются небольшие капеллы, принадлежащие гильдиям или частным лицам.

Королевская капелла Сент-Шапель была построена за 5 лет, в 1243-1248 годах и находится на острове Сит в Париже

Капелла являет собой образец архитектурного изящества, её пропорции совершенны, что обусловлено удачной композицией внутреннего строения и внешнего облика.

На смену массивным стенам и маленьким окнам пришли высокие пятнадцатиметровые окна, заполнившие простенки между сводами. Здание кажется очень хрупким, что визуально подчёркивается многоцветными витражами.

Собор в Реймсе — историческое традиционное место коронации королей Франции

Закладка готического собора произошла в 1211 году, остатки романской постройки не были приняты строителями во внимание. Здесь нет галерей, членение по ярусам идёт по вертикали, трифории располагаются очень высоко

Пропорции строения легки и изящны, а сам облик чрезвычайно декоративен вследствие включения в композицию новых элементов и решений: башенок, скульптур, глубоких порталов, окон «роз».

Поздняя готика: мрачность XIV-XV веков и её отпечаток в зодчестве

Для Европы, в особенности для Франции, XIV век оказался не самым лёгким в истории. Тем не менее, готическое строительство в Европе развивалось положенным ему темпом.

Для готики в её позднем расцвете характерна каркасная система, которая уже прочно вошла в основу зданий предыдущего этапа. Теперь больше внимания уделяется декоративным возможностям. Объёмы максимально облегчаются, растворяясь в декоре.

Увеличивается число оконных членений, усложняется рисунок их переплётов, приобретаются новые формы, становится больше фиалов, вимпергов, капители превращаются в декоративные пояса.

Кроме стрельчатой арки появляются другие типы. Своды становятся не только крестовыми, но и звёздчатыми и сетчатыми. Все формы упрощаются, столбы переходят в архивольты и нервюры, которые теперь опираются на кронштейны. Главным становится вертикализм и линеарная композиция.

Башня Сен Жак сохранилась после разрушения монастырской церкви (1508 – 1522 гг.)

Церковь Сент-Уан (1318 г.— начало XVI века) вытянута по канонам английской готики

Общая характеристика готической архитектуры

Амьенский собор

Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Капелла Сент-Шапель

Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, — городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.

Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

История возникновения готической моды

Мрачные нравы царили в Европе XII-XV веков. Это было жуткое и одновременно романтическое время с точки зрения современного человека. Всевластие католической церкви, беспощадные костры инквизиции, сжигающие ведьм, благородные рыцари, готовые жертвовать жизнью ради прекрасных дам.

Именно в эту эпоху зародился величественный, завораживающий холодной неприступностью стиль, названный готическим, то есть варварским, отрицающим классические каноны красоты, пропорций и гармонии

Вначале направление архитектуры, а затем и одежды, ярко выраженными острыми углами, символизировало стремление ввысь, к Богу, отрицание земной важности бытия

Наибольшее распространение новый стиль получил во Франции. Одежда парижских модниц была вычурной и своеобразной:

  • остроконечные головные уборы и остроносые туфли;
  • затянутые корсетами тонкие силуэты;
  • шлейфы бесконечной длины;
  • зубчатые, неровные края рукавов и подолов;
  • обилие ярких орнаментов и цветочных мотивов.

Портняжное дело из простого ремесла превратилось в искусство, были придуманы все известные доныне методики кроя.

А потом мир шагнул в эпоху Возрождения, и готика канула в Лету. Попытка выйти из забвения в конце XVIII-начале XIX веков была кратковременной и неудачной. В 70-х годах XX века готика вновь ожила, придя на смену угасающей панк-культуре, не сумевшей утвердиться в своем лозунге «Жить быстро – умереть молодым».

С жизнью было более-менее все понятно, и мог справиться практически каждый. А вот тема смерти, загробного мира, вечного траура пришлась по вкусу мрачным романтикам. Их излюбленным цветом стал черный, а местами для прогулок и сборов – кладбища. Новый готический стиль окончательно оформился к 80-м годам, а в 2000-х он вышел на подиумы.

Обороноспособность замка было способно обеспечить небольшое количество человек

Трудно поверить, что огромную территорию средневековой крепости можно было защитить без тысяч солдат. /Фото: elenaruvel.com

Многие из нас уверены, что для обслуживания средневекового замка в мирное время, а также для обеспечения обороноспособности в условиях боевых действий или осады необходимо огромное количество людей – от обычных жителей до отрядов солдат и рыцарей. А в реальной жизни все было, по сути, ровно наоборот.

Для взятия крепости требовалось гораздо больше людей, чем для его обороны. /Фото: russian7.ru

На самом деле, средневековый замок, как фортификационное сооружение, изначально строилось как раз таким образом, чтобы его защита могла осуществляться малыми силами. Кроме того, во время осады большое количество людей только быстрее опустошало бы запасы провизии, которые в таких условиях довольно сложно пополнить.

Огромный замок Харлех почти год обороняли меньше полусотни человек. /Фото: planeta-best.ru

Ярким примером длительной обороны крепости небольшим составом людей является осада замка Харлех, которая длилась практически целый год, и это притом, что его гарнизон насчитывал всего 36 человек, а под стенами сооружения стояла армия из нескольких тысяч солдат.

Особенности готического стиля живописи

Среди характерных черт готической живописи выделяются:

  • глубокая религиозность сюжетов;
  • передача реального мира через метафоры;
  • линейное построение композиции;
  • яркие и сочные цвета;
  • обилие действий на одном полотне.

В период зарождения стиля в творениях живописцев не было единства сюжета — персонажи взаимодействуют между собой скорее декоративно, чем естественно. Орнамент лишь подчеркивал разделение композиции на отдельные сюжеты, что делало картины схожими с повествованием — художник побуждал зрителя рассматривать элементы последовательно, один за другим.

Фламандские мастера достигли невероятных высот в создании масштабных картин, объединяющих разрозненные сценки. Художники разворачивали действие на фоне замка, двора или природы, разделяя сюжеты элементами пейзажа или архитектуры. Благодаря этому картина воспринимается как единое целое. Такая форма получила название «непрерывное повествование». Один из самых известных примеров — произведение Ханса Мёмлинга (Hans Memling) «Семь радостей Богоматери», написанное в 1480 году для собора в Брюгге.

На завершающем этапе развития стиля появилась так называемая интернациональная готика. Направление было характерно для придворной живописи первой половиной XV века, где главенствуют светские мотивы с высокой детализацией убранства и одежды. Появляются первые портреты, наделенные индивидуальностью, которая затем нашла яркое отражение в творчестве мастеров эпохи Ренессанса.

В любом средневековом замке обязательно был колодец

Колодец замка Меерсбург, 14 век. /Фото: finovel.com

Дело в том, что голод и жажда были главной опасностью для жителей замка во время осады – тем более, что такой вариант «боевых действий» был наименее рискованным для обеих сторон конфликта.

Именно поэтому в крепости находилось достаточно продовольствия, равно как и условия его хранения. Однако едва ли не главным для выживания в условиях осады было наличие постоянного источника воды.

Колодец замка Харбург эпохи высокого Средневековья. /Фото: livejournal.com

Именно поэтому место для строительства самого замка выбирались не только из соображений обороноспособности и удобства для фортификации, но и там, где есть возможность вырыть глубокий колодец.

Кроме того, их всегда максимально укрепляли и берегли буквально как зеницу ока. Однако, справедливости ради, следует уточнить, что колодцы были не единственным источником воды в средневековых замках: местные жители также устанавливали специальные емкости, в которых собирали и хранили дождевую воду.

Термин «замок» применяется к меньшему количеству сооружений, чем это обычно делают

Не все то замок, что красивое масштабное сооружение. /Фото: pinterest.de

Сегодня довольно легко проследить распространенную тенденцию: словом «замок» сегодня предпочитают применять к, по сути, любому внушительному жилому сооружению эпохи Средневековья, где хотя бы предположительно жил феодал. То есть сейчас замком называют не только полноценные крепости, но и дворцы, и даже любые большие по площади поместья.

Замок 19 века — яркий пример неоготики, или стилизации Средневековья. /Фото: klook.com

В реальности термином «замок» должно обозначаться исключительно сооружение, которое подходит по характеристику «фортификационное укрепление».

А внутри обычно располагается целый ряд построек различного назначения, которые, по сути, составляют инфраструктуру населенного пункта, спрятанного за стенами. Однако главной функцией замка всегда оставалась оборонительная. Поэтому, к примеру, не корректно будет назвать замком легендарный романтический дворец Людвига II — Нойшванштайн.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Фасад

Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:

  • Высокие стены, иногда с имитацией колонн или полуколонн;
  • Удлинённые стрельчатые окна больших размеров. Могут быть как одиночными, так и сгруппированными, с более крупным в центре. Как правило, имеют массивную раму и витражные узоры, иногда даже на простом стекле;
  • «Роза» — окно круглой формы, разделённое фигурным каркасом на симметричные относительно центра элементы, напоминающие лепестки цветка или части звезды;
  • Портал. Представляет собой, оформленный особым образом, главный вход в здание. Предназначается для визуального увеличения дверного проёма, что достигается путём его многократного повторения. Может содержать карнизы, наличники или пилястры, дополненные барельефами и скульптурами;
  • Треугольные фронтоны (вимперги) — выступающие части фасада здания, ограниченные по бокам двумя скатами крыши и карнизом в основании. Применяются для оформления балконов и входов;
  • Массивные кованые двери. Для соответствия готическому стилю, их проёмы должны иметь вытянутую, заострённую форму с глубоким сводом, украшенным скульптурным орнаментом.
  • Арочные конструкции, в том числе — полуарки. Призваны придавать строению визуальную воздушность и невесомость.

Доставка от людей в погонах

На самом деле, это никогда не был просто обычный магазин. Начнем с того, что продавали реактивы не всем, а только тем, кто имел на них право. А поскольку надобности у обычного человека ходить туда не было, не все жители Москвы понимали, что и в каком виде там продается. Любопытных визитеров ждало разочарование: «Было там пустынно и скучно: ни грозного блеска ртути, ни монументальности урановых слитков… Как в музее без экспозиции», – вспоминает Виктор из Москвы.

Гамма-дефектоскоп типа РИД-21М в магазине «Изотопы» — А.Лобов/Sputnik

Здесь обязательно требовали справку с работы, которая подтверждала, что вы имеете право покупать подобные товары. Называли это «документом, устанавливающим санитарную подготовленность потребителей к приему, хранению и работе с указанной продукцией». Как правило, это были представители заводов, фабрик и научно-исследовательских институтов.

Изотопы продавали в контейнерах, защищавших от радиации, которые нужно было вернуть в магазин в течение 15 дней.

Контейнеры различной формы и объема для перевозки радиоактивной продукции. Дмитрий Донской/Sputnik

У продавцов была должность «научный руководитель магазина», и брали на нее только разбирающихся в предмете людей. По формату же «Изотопы» больше напоминали демонстрационный зал, чем стандартный магазин с прилавком, посколько увидеть продукт непосредственно было невозможно.

Это были записи в каталоге и светящаяся таблица с указанием того, что есть в наличие. При этом поставляло все это в магазин непосредственно Министерство внутренних дел – люди в погонах.

В магазине «Изотопы» — А.Лобов/Sputnik

Казалось бы, предприятие это должно было быть мега-успешным и долгоживущим, при таком спросе на изотопы. На 1950-е пришелся бум радиоизотопной техники и приборов – она отличалась высокой степенью простоты и дешевизны и стала практически синонимом слова «автоматизация». Но ситуация оказалась не такой простой и однозначной.

Радиация на экспорт

В социалистической плановой экономике, где дефицит был явлением привычным, поставки изотопов страдали нерегулярностью и проблемами с упаковкой (и, следовательно, безопасностью транспортировки). Эта радиационная угроза вызывала много вопросов у советской почты, которая довольно скоро озадачилась, а каким образом транспортировать изотопы без риска для окружающих?

Тем более, что сбои в советской системе были не только с поставками непосредственно веществ, но и с защитным оборудованием вроде свинцовых домиков и с дозиметрическими приборами.

Магазин «Изотопы» на Ленинском проспекте в Москве. Посетители в демонстрационном зале магазина. А.Воротынский/Sputnik

Дефицит, проблемы логистики, упаковки, транспортировки, средств безопасности свели на нет эйфорию вокруг изотопов внутри Советского Союза. Но не за его пределами. Советские изотопы, благодаря высокому качеству и низкой цене, высоко ценились на западном рынке.

Москва. Магазин «Изотопы» — А.Сергеев-Васильев/TASS

С 1990-х такой экспорт принял массовый характер, и занялись им уже частные и филированные с институтами компании. Магазин «Изотопы», кстати, тоже закрылся незадолго до распада Советского Союза. В 1990 году на его месте открылся первый в стране магазин мгновенных камер «Светозор» с полароидами.

Екатерина Синельщикова

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

5 Виндзорский замок, Англия

Этот замок уже более 900 лет тесно связан с монархами Великобритании и является их символом. В его честь названа правящая ныне королевская династия Виндзоров. Замок был построен в XI веке Вильгельмом Завоевателем, и используется как королевская резиденция со времен правления Генриха I. За столько столетий его неоднократно перестраивали и дополняли в соответствии с запросами правящих монархов.

Интересно, что во время второй мировой войны замок служил убежищем для королевской семьи. В наши дни замок используется для государственных приемов, посещений туристами, а также отдыха королевы Елизаветы II весной каждого года.

Интерьер

Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.

Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.

С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.

Рококо

Родиной этого стиля является Франция, где он проявился в начале 18 в.. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.

Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и скошными. Шедевры архитектуры , Германии, имеют свои отличия. Они напоминают нам о временах, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.

Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис

Читайте больше в статье Рококо в архитектуре: это надо знать. описаны кратко на , а также есть описание памятников и в .

Живопись

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector