Что такое байпас в системе отопления

Введение

Термин байпас пришел из английского языка, в котором bypass обозначает резервный, обходной путь.

Это название отображает функциональное назначение устройства.

Для трубопроводных магистралей, в том числе и отопительных, байпас – это участок трубопровода, который создает обводной путь перемещения среды (в случае системы отопления – протекание теплоносителя), параллельно запорной и регулирующей арматуре (к примеру, циркуляционному насосу или отопительным радиаторам).

Фактически, байпас – это перемычка, установленная между подающим и обратным участком магистрали, шунтирующая устройство.

При такой параллельной установке, часть потока жидкости отбирается шунтирующей перемычкой или перехватывается полностью.

Таким образом регулируют параметры (в устройствах отопления – температуру и теплоотдачу) или отключают устройства от системы без нарушения ее работоспособности, в целом.

Принцип работы байпасного клапана

Если произошла нестандартная ситуация, отключение электроэнергии или поломка насоса, давление прекращается, и клапан автоматически перекрывает перемычку, пуская воду по естественному ходу. Это позволяет полностью автоматизировать систему отопления. Недостаток автоматического байпаса – чувствительность к сорности воды и мелким загрязнениям. Перед установкой, рекомендуют прочистить водопровод АВД для устранения налетов и ржавчины в трубах и радиаторах.

Перед началом работ, необходимо определиться с материалом системы водоснабжения. Для труб из полипропилена используют разборные соединения, и сначала собирают блок насоса вместе с байпасом. Ветку подключают при помощи тройников, вмонтированных в основную трубу. При стальном исполнении, сначала впаивают патрубки, потом вентиль на байпасе. Установка системы байпаса производится по направлению к теплоносителю и обязательно должна собираться в определенной последовательности.

Схема сборки:

  • Фильтр;
  • Обратный клапан;
  • Насос принудительного действия.

Диаметр прохода линии байпаса должен быть равен диаметру обратки. Специалисты рекомендуют при монтаже все краны укомплектовать разборными фитингами. В этом случае при ремонте будут устранены различные ситуации.

Принцип работы байпасного клапана

Перед началом монтажных работ по установке насоса, необходимо спустить теплоноситель из системы. Всю конструкцию ориентируют так, чтобы выходные трубопроводы были вертикально либо горизонтально, в зависимости от хода трубы.

Как работает байпасная линия:

  • Собирают участок обвода, который будет располагаться параллельно магистрали;
  • От обратки отрезают участок, равный длине обвода;
  • На концы магистрали устанавливают тройники;
  • Между ними монтируется участок с запорной арматурой или клапаном;
  • Проводят соединение собранного участка обвода с магистралью трубами, равными по длине.

При монтаже необходимо оставить пространство для возможности последующего демонтажа насоса и других элементов. Необходимо правильно сделать монтаж, проследив совпадение стрелки на корпусе с током теплоносителя.

Роль байпаса в системе отопления

Конструкция байпаса достаточно простая, так как это труба-перемычка с запорно-регулирующим механизмом. Основной задачей такого устройства считается создание параллельных потоков рабочей жидкости в обход отопительной системы. С помощью этого устройства можно создать обводную линию.

При нормальном должном функционировании системы внутреннего отопления перемычка постоянно свободно пропускает через себя требуемые потоки жидкости, однако, если нужно ограничить этот поток, запорный элемент инструмента – байпаса закрывается, и жидкость начинает циркулировать в обход определенной области системы. Такая разница возможна за счет того, что диаметр байпаса меньше диаметра основной трубы.

Применение байпаса имеет массу различных преимуществ, среди которых нужно выделить такие как:

  • Простота обслуживания систем отопления;
  • Увеличение КПД системы;
  • Уменьшается расход топлива;
  • Исчезает проблема наличия воздуха в радиаторе;
  • Есть возможность использования оборудования в аварийных ситуациях.

Однако, чтобы система работала качественно и не возникало сбоев, нужно правильно провести монтаж требуемого оборудования.

Обязательный байпас в системе отопления: что это такое

Байпас в отопительной системе является обязательным узлом конструкции. Элемент монтируют между входной трубой и обраткой. Устройство решает проблему с равномерным распределением теплоносителя в малоэтажных домах.

Назначение байпаса:

  • Возврат излишней воды при повышении давления в стояках;
  • В случае отключения искусственной циркуляции, переход системы к естественному движению воды;
  • Ускорение процесса сброса и наполнения системы теплоносителем;
  • Ремонт элементов отопления без централизованного отключения;
  • Регулировка микроклимата в помещении.

При однотрубной системе, горячая вода, проходя через первый радиатор, устремляется к следующему обогревательному элементу. С каждым последующим вхождением теплоноситель становится холоднее. Последний радиатор получает самую низкую температуру, тем самым не эффективно используя коэффициент полезного действия. Байпас частично решает данную проблему. Благодаря ему, часть теплоносителя идет в обход первого радиатора, донося горячую воду к следующей батарее.

Для систем с котлом работающим на твёрдом топливе

Во время использования в комбинировании с твердотопливным оборудованием для отопления циркулярный насос позволяет создать небольшой циркуляционный контур. Для этого обводная труба ставится на подачу, где есть разогретый до предела тепловой носитель, и подсоединяется к трехходовому клапану, размещенному на другой стороне конструкции.

Благодаря клапану выполняется перемешивание горячей воды из циркуляционного насоса и холодной, идущей из обратного контура. В результате к котлу для будущего цикла нагрева возвращается тепловой носитель, температура которого превосходит 50 градусов.

Необходимость возврата тёплой жидкости в котел обусловлено тем, что в другом случае на железных стенках топочной камеры будет возникать конденсат, который подтолкнет появление коррозии и будет причиной повреждения агрегата. Если же дополнить систему циркулярным насосом, то таких проблем можно очень легко избежать.

Байпас на радиаторе отопления

Назначением байпасной линии является ремонт/замена приборов отопления без прекращения циркуляции теплоносителя, а также регулирование температуры в помещении путем установки на радиатор терморегулирующей арматуры. При перекрытии запорной арматуры на входе и выходе отопительного прибора, теплоноситель будет продолжать движение через байпасную линию.

Байпасная линия что это такое?

Как правило, диаметр байпаса на размер меньше основного трубопровода. Это делается для того, чтобы большая часть теплоносителя проходила через радиатор, а не через байпас. В противном случае, если сделать байпас радиатора такого же размера, что и основной трубопровод, теплоноситель, двигаясь по пути наименьшего сопротивления будет проходить через байпас, оставляя радиатор недостаточно нагретым.

Помимо этого, байпасная линия не должна устанавливаться слишком далеко от радиатора, т.к. это может привести к тому, что основная часть теплоносителя будет проходить через байпас, практически не заходя в сам прибор отопления.

Байпас на радиаторе отопления устанавливается только в однотрубных системах отопления. В двухтрубных системах он просто не нужен, т.к. теплоноситель, проходя через каждый радиатор сразу поступает в обратную магистраль, а не в подающую, как в однотрубных системах.

Подключение радиаторов с байпасом в однотрубной системе отопления.

Существует несколько вариантов подключения радиатора с байпасом:

  1. Диагональное подключение. Теплоноситель заходит через верхний вход, диагонально пересекает радиатор и выходит через нижний выход. При этом байпасная линия расположена снизу;
  2. Боковое подключение. Байпасная труба находиться сбоку. Следует помнить, что если устанавливается многосекционный радиатор (более 7 секций), то при боковом подключении последние секции могут прогреваться слабо. Для решения этой проблемы необходимо использовать диагональное подключение, либо установить удлинитель потока;
  3. Нижнее подключение. Байпасная труба также расположена снизу.

Важно! В многоквартирных домах запрещается устанавливать запорную арматуру на байпас радиатора, особенно, если на радиаторе установлен ручной регулирующий клапан, проходной канал которого сильно заужен. В этом случае, перекрытие шарового крана на байпасной линии приведет к снижению теплоотдачи расположенных ниже по стояку радиаторов, т.к

теплоносителю потребуется пройти через клапан, сечение которого рассчитано только на один радиатор.

Однако, даже если на радиаторе стоят шаровые краны с широким сечением проходного канала, все равно не разрешается установка запорной арматуры на байпас, т.к. существует вероятность случайного перекрытия циркуляции теплоносителя по стояку. К примеру может произойти следующая ситуация: в комнате прохладно, мы перекрываем кран на байпасе, в результате чего весь теплоноситель проходит по радиатору; далее в комнате становится слишком жарко, мы перекрывает кран на радиаторе, забыв при этом открыть кран на байпасе, в следствии чего, циркуляция теплоносителя в доме полностью прекращается.

В случае, если есть основания полагать, что система отопления многоквартирного дома работает не идеально, то рекомендуется поменять радиаторы на более мощные, с большим количеством секций. Помимо этого, вместо ручного регулирующего клапана, проходной канал которого заужен, рекомендуется установить на радиатор шаровые краны, которые пропускает гораздо больше теплоносителя, в результате радиатор будет лучше прогреваться.

Правильный монтаж

Монтаж байпаса радиатора требует наличия запирающей арматуры

При установке байпаса на радиатор отопления строго придерживаются требуемого соотношения диаметров, а также руководствуются следующими правилами:

  • обходную магистраль монтируют на максимально возможном удалении от вертикального участка трубопровода, как можно ближе к отопительной батарее;
  • на участке подачи между байпасом и радиатором устанавливают регулирующее запорное устройство (шаровой кран или термостатическую головку). Установка дополнительного вентиля на выходе из отопительного прибора понадобится, если вы решили обезопасить себя на случай его повреждения;
  • обводную магистраль изготавливают из отрезка трубы и тройников на месте, а её монтаж выполняют как сваркой, так и посредством резьбовых соединений.

Соблюдение следующих рекомендаций поможет установить обходной контур на отопительный агрегат:

байпас монтируют на обратном трубопроводе, что позволяет избежать перегрева циркуляционного насоса

С этой же целью врезку параллельного контура выполняют на удалении от котла;
располагая обходной участок в горизонтальной плоскости, исключают образование воздушных пробок при включении системы отопления, что особенно важно при использовании помп «мокрого» типа;
диаметр труб байпаса выбирают равным присоединительному размеру циркуляционного насоса;
фильтр механической очистки монтируют перед помпой, если ориентироваться по направлению потока жидкости.

Конструкция байпаса не представляет сложностей

Немаловажным вопросом является герметизация соединений. В работе лучше отдать предпочтение не быстромонтируемой фум-ленте, а традиционно надёжной пакле и сантехнической пасте. Кроме всех прочих достоинств, именно последнее сочетание материалов позволит при необходимости отвернуть соединение обратно.

Инструкция

Соблюдая правильную последовательность действий, можно избежать ошибок в работе и проблем с функционированием системы во время эксплуатации

Особенно важно соблюдать порядок выполнения сварочных работ, поскольку высокий нагрев связан с опасностью повреждения пластиковых элементов шаровых кранов. 

  1. Слейте теплоноситель из отопительной системы.
  2. При помощи угловой шлифмашины вырежьте отрезок трубы на участке обратной магистрали. Его размер должен соответствовать длине сгона с установленным шаровым краном, а расстояние до отопительного агрегата принимают равным 0.5 — 1м.
  3. Воспользовавшись сварочным аппаратом, по обе стороны от места врезки вварите угловые элементы конструкции.
  4. К обеим сторонам магистральной трубы приварите короткий и длинный резьбовые участки сгона.
  5. Смонтируйте сгон и установите центральный вентиль.
  6. Установите шаровые краны, перекрывающие поток теплоносителя через байпас.
  7. Соблюдая направление движения жидкости, на одном из вентилей смонтируйте фильтр-грязевик. Место его установки выбирают до центробежного насоса по ходу движения теплоносителя.
  8. Воспользовавшись крепёжными элементами из комплекта поставки насоса, смонтируйте его на байпас.
  9. Закачайте теплоноситель в систему отопления.
  10. Включите обогрев и откройте все запирающие устройства участка байпаса. После этого осмотрите все соединения на предмет протечек.
  11. Закройте центральный шаровой кран и включите центробежный насос. Не забудьте развоздушить рабочее пространство помпы.
  12. Проверьте эффективность работы системы на всех скоростных режимах.

После проведения осмотра всех тепловых агрегатов и резьбовых соединений отопительной системы, её можно считать работоспособной и пригодной к дальнейшей эксплуатации.

Восстановление старых отопительных систем

Для восстановления функциональности старой отопительной системы потребуются следующие элементы:

  • Циркуляционный насос;
  • Байпас;
  • Пара шаровых кранов или обратный клапан.

Технология монтажа конструкции довольно проста. Параллельно трубе устанавливается байпас, к нему крепится циркуляционный насос, с обеих сторон которого располагаются оба крана. Наличие кранов не влияет на интенсивность прохождения теплоносителя через трубопровод, но при возникновении неполадок эти элементы придется полностью менять.

Вместо кранов можно установить обратный клапан, который позволяет системе работать в полностью автономном режиме. Недостатком такого клапана является подверженность воздействию низкокачественного теплоносителя – шаровые краны в этом плане выглядят гораздо более надежными. Для защиты элементов системы от загрязненной воды лучше всего воспользоваться специальным насосом, очищающий теплоноситель от различных примесей.

Заключение

Байпас в системе отопления – это довольно полезное устройство, позволяющее оптимизировать работу системы и снизить затраты на электроэнергию. Несмотря на простоту конструкции, байпас выполняет ряд полезных задач, поэтому его стоит устанавливать при первой же возможности. 

https://youtube.com/watch?v=WBFqxw11N04

Установка

Одно из ключевых требований – сужение перемычки по сравнению с трубой, к которой она подсоединяется, уже знакомо. Нарушение этого правила не позволит жидкости проникать полноценно в определенное устройство. Монтаж байпаса производится как можно дальше от стояка, но при этом требуется максимальное сближение с обслуживаемым прибором. Запрещается монтировать перемычки как-то иначе, чем горизонтально – это может привести к усиленному накоплению воздушных пузырей. До начала работ 100% воды из системы полагается слить.

Часто байпасы стараются установить, используя сварочные аппараты. Предварительно механизм придется снять, и после этого, выбрав самую удобную точку на трубе, доставляющей воду, делать в этом месте отверстия. Их формируют таким образом, чтобы соответствовать диаметру перемычки. Ее сначала вставляют как можно плотнее, а затем уже приваривают. Теперь требуется смонтировать на резьбу, к которой раньше подсоединялся радиатор, запирающие детали. И, наконец, батарея отопления водружается на прежнее место, где ее нужно включить в состав системы и прикрепить с помощью кронштейнов к стене.

Своими руками сделать все тоже возможно. Перед началом работ придется опять же выключить радиатор из системы, демонтировать его.

Затем:

  • на вводную трубу с использованием фирменных муфт накручивается байпас;
  • противоположные края служат для крепления запирающей арматуры;
  • переносят точки фиксации демонтированного прибора;
  • ставят его на вновь отведенном участке;
  • подсоединяют к системе правильно, как следует из ее устройства;
  • закрепляют батарею с использованием кронштейнов.

Учитывая большую сложность современных отопительных систем, рекомендуется поручать монтаж байпасов профессионалам. Еще лучше, если все будет делаться одновременно с установкой или заменой других компонентов. Качественный монтаж включает обязательно опрессовку после сборки, так как только эта процедура покажет, правильно ли выполнены все работы или нет. Но в то же время самостоятельная установка не должна вызывать особых проблем. Главное – все тщательно рассчитать и исключить ошибки.

Целесообразно пользоваться полностью готовыми изделиями или формировать их из отдельных блоков. Когда нет опыта, целесообразно выбирать готовые конструкции, это понижает риск возникновения ошибки. Принципиально нельзя ставить байпас непосредственно на стояк, однако чрезмерное приближение к нагревательному оборудованию слишком плохо. Тогда работа устройства будет нарушена, а его эффективность окажется недостаточной. Непосредственно у байпаса должны быть позиции для опоры или готовые крепления.

Чрезмерно удаленный крепеж в разогретом виде поворачивает трубу и делает ее некрасивой внешне. Если требуется оживить старый нагревательный контур, монтируют обходной блок с насосом, обеспечивающим циркуляцию. Дополнительно потребуются краны шаровые (не понижающие скорости движения жидкости) и возвратный клапан

Максимальное внимание стоит уделить подбору запирающей арматуры и определению диаметров рабочих частей. На каждую обводную трубу монтируется пара тройников и шаровых кранов

Знакомясь с определенным устройством, нужно ориентироваться на его целевое предназначение. Это и определяет, потребуется ли вентиль для регулировки, термический регулятор либо возвращающий клапан. Устанавливать все детали нужно по ходу воды, отсчет ведется от фильтра. Внимательно проверяют, чтобы детали были качественные и работали бесперебойно. Недопустимо появление пор, тем более крупных неровностей в сварном шве; соединяемые при помощи резьбы детали в норме выкручиваются, демонтируются без лишних усилий.

Применение байпаса

В системе обогрева обводной модуль используют как:

  1. Элемент регулирования тепловой массы в теплообменниках.
  2. Элемент обеспечения функционирования системы при аварийных отключениях электроэнергии;
  3. Приспособление для улучшения однотрубной отопительной системы.

В первом случае функция арматуры заключается в отводе излишка тепловой среды из батарей, направляя ее в стояк. Процесс осуществляется механическим способом, путем открывания или закрывания запорно-регулирующего устройства. В данном случае байпас является альтернативой дорогим терморегулирующим приборам.

Без наличия обводного трубопровода выполнение ремонта теплообменников в процессе функционирования системы обогрева не является возможным.

Кроме того, данное устройство ускоряет процесс наполнения и опорожнения системы.

При аварийном отключении электроэнергии байпас делает возможным осуществить перекрытие крана подачи тепловой массы в циркуляционный насос, и перевести кран в открытое состояние на центральной трубе. Это обусловлено тем, что функционирование тепловой сети с насосом зависит от стабильного электроснабжения.

При аварийном отключении электричества теплоноситель прекращает движение через циркуляционный насос и не поступает в контур отопления. При этом, если приспособление оснастить клапаном, оно может функционировать в автоматическом режиме.

Усовершенствование уже устаревшей однотрубной сети обогрева посредством установки байпаса возле каждого радиатора позволяет регулировать температуру на отдельных теплообменниках. Таким образом, близ каждого обогревательного прибора появляются замыкающие участки, которые способствуют передвижению тепловой массы к другим радиаторам при перекрывании входа в батарею.

Установка байпаса имеет ряд преимуществ:

  1. Эффективное распределение температуры по всем теплообменникам системы. Огромное значение устройство обводного модуля имеет для системы отопления большой протяженности.
  2. Равномерный обогрев помещений дома.
  3. Позволяет решить проблемы с наклоном трубопровода и скоплением воздуха внутри отопительной сети.
  4. Существенное увеличение коэффициента полезного действия, что влечет снижение расхода на газ и обогрев дома.

Байпас на радиаторах отопления

Виды байпасных клапанов

Клапаны затвора делят на две основных категории:

  1. Байпас, не включающий клапан (прямого действия). Теплоноситель с таким видом затвора циркулирует по трубам.
  2. Байпас, включающий клапан обратного направления. Данный вид перемычки используется для индивидуальных и общих насосных станций для подачи воды в жилые помещения. Работает при включении (в открытом режиме) и отключении (в закрытом режиме).

Отличия и сфера использования

Обе категории байпасных затворов делятся на подвиды:

  1. Перепускной вентиль на автоматизированной работе. Монтируется на обвязке гравитационной и насосной системы обогрева. При нормальной работе электронного нагнетателя автоматический байпас закрыт, а при остановке – открыт.

Автоматические байпасы также делятся на виды: инжекционный тип и клапанный вид.

В первом случае, байпас действует по принципу гидроэлеватора, захватывая разряженную область теплоносителя, направляя ее в общий поток и создавая необходимое давление. Клапан работает в автономном режиме даже при отключенной электрической сети.

Во втором случае в байпас монтируют клапан обратного направления, который препятствует попятному ходу жидкости в трубопроводе. В положенном направлении вода проходит без препятствий по отопительным трубам и патрубкам.

  1. Байпас без дополнительного оборудования. Данная система отопления представляет собой обычный патрубок, не оснащенный дополнительными приспособлениями. Используется при установке радиаторов отопления. Жидкость в такой трубе проходит свободно без препятствий в неуправляемом порядке.
  2. Клапан затвора ручного механизма. Байпас – это кран с шаровым механизмом. Устройство не создает препятствий общему потоку энергоносителя в открытом состоянии, а также не уменьшает просвет отверстий трубопровода. При полном закрытии крана, вода не попадет в патрубки. Метод дает возможность регулировать обогрев помещения.

В индивидуальных системах отопления помещений байпасный клапан необходим для следующих работ:

  • обвязки насосной станции;
  • для подачи малого объема жидкости в котельную;
  • установки радиаторов отопления в однотрубную магистраль;
  • равномерного обогрева теплых полов.

Каждое байпасное подключение имеет свои особенности, в зависимости от места эксплуатации.

Решение проблемы с распределением теплоносителя

Данная проблема может быть решена несколькими способами:

Первый вариант сулит серьезные расходы – большие батареи стоят дороже маленьких. Второй вариант решает проблему далеко не полностью – даже очень интенсивная циркуляция вряд ли поднимет температуру на конечном участке до необходимой нормы.

  • Тщательным подсчетом количества секций – соответственно, чем меньше температура теплоносителя, тем больше нужно секций для отдачи необходимого количества тепла в помещение;
  • Монтажом циркуляционного насоса – он обеспечит принудительную циркуляцию, тем самым обеспечивая быструю подачу теплоносителя к дальним радиаторам;
  • Установкой байпаса на радиаторе – байпасные узлы монтируются на всех батареях, соединяя их входы и выходы.

Установка байпаса в системе отопления станет оптимальным вариантом. Соединяя между собой входы и выходы радиаторов, байпасная линия обеспечит подачу горячего теплоносителя к дальним приборам. Рассмотрим преимущества такой схемы:

  • Оптимальное распределение тепла в системе – часть теплоносителя будет течь дальше, практически не меняя своей температуры;
  • Возможность раздельной регулировки температуры в каждом помещении – для этого батареи оснащаются термостатическими клапанами;
  • Легкость ремонта без остановки всей отопительной системы – система байпас обеспечит беспрепятственное протекание теплоносителя к следующим батареям, в то время как сломавшийся радиатор можно будет легко демонтировать для ремонта или замены.

Таким образом, третий вариант является оптимальным.

Температура в контуре при использовании байпаса падает, но ненамного, что увеличивает длину одной линии. Нередко применяется комбинация из байпасной линии и циркуляционного насоса.

Функции байпаса в системе отопления

Уточним, что байпас – это трубопровод, предназначенный для протока воды в обход определенного участка магистрали, где установлено какое-либо оборудование. В схемах отопления его можно встретить в двух местах:

  • в однотрубных системах в качестве перемычки на радиаторах;
  • на распределительном коллекторе водяных теплых полов.

Как известно, в однотрубной системе отопления теплоотдача первой батареи влияет на работу следующей и так далее. Это касается как вертикальной, так и горизонтальной схемы. Если установка байпаса в системе отопления не сделана, то радиаторы будут включены последовательно. В результате первый из них отберет максимальное количество тепла, второй – все что осталось, а на долю третьего выпадет только охлажденный теплоноситель.

Чтобы этого не происходило, подача и обратка возле каждой батареи соединяется перемычкой, чьей задачей является направлять часть теплоносителя в обход радиатора. В данном случае принцип работы байпаса состоит в том, чтобы передать одинаковую часть тепла ближним и дальним отопительным приборам и уменьшить их зависимость друг от друга. Как это реализовано, можно увидеть на рисунке:

Важно. В показанной вертикальной системе устройство байпаса предусматривается таким, чтобы диаметр трубы был меньше основной линии и несколько смещен от ее оси в сторону

Цель – не дать теплоносителю под воздействием силы тяжести пройти по прямой, мимо радиатора. В горизонтальной же системе магистральная труба сама является байпасом, при этом никуда не смещается и везде остается одинакового проходного сечения.

В системе отопления байпас нужен для равномерного распределения тепла по батареям, а также для выполнения их ремонта или обслуживания. Если по каким-то причинам нужно отсоединить и снять отопительный прибор, то достаточно просто перекрыть 2 крана, установленные на входе и выходе теплоносителя. Тогда вода пойдет по обходному пути через перемычку.

А вот байпас для отопления на коллекторе водяного теплого пола играет уже другую роль. Здесь обводная линия – это часть смесительного узла с трехходовым клапаном. Задача узла – приготовить теплоноситель необходимой температуры для подачи в греющие контуры теплых полов. Ведь в этих контурах температура воды не превышает 45 ºС, в то время как в подающей магистрали она может быть и 80 ºС.

В обычном режиме трехходовой клапан пропускает горячую воду из системы к теплому полу в ограниченном количестве. Остальной теплоноситель проходит через этот автоматический байпас, смешивается с холодной водой из коллектора и возвращается назад, к котлу. Поскольку разница температур в магистрали и коллекторе значительна, то байпасная линия используется постоянно. Получается, что без нее нормальное функционирование напольного обогрева невозможно.

Схема подключения

Стандартная схема подключения байпаса в квартире выглядит следующим образом:

  • Труба с входящим потоком теплоносителя;
  • Байпас;
  • Труба с исходящим потоком теплоносителя;
  • Запорные вентили на вход и выход.

В этом кратком описании мы рассмотрим схему работы радиатора с байпасом. На вход и выход из радиатора монтируются два вентиля. Теплоноситель подается снизу или сверху. Для большинства систем отопления верен второй вариант. При подаче горячей воды сверху, жидкость доходит до байпаса и разделяется на два потока. Теплоноситель направляется в секции отопительного прибора, разогревая его. Другой поток по отводной трубке — байпасу, минуя радиатор, уходит вниз, и дальше продолжает свое движение по стояку. Вентиль, установленной на входе радиатора, позволяет управлять потоком, увеличивая или уменьшая подачу теплоносителя. Снизу на радиатор устанавливается запорный вентиль, позволяющий отводить тепло. Во время отопительного сезона отводной кран открывается до упора.

Три вида байпасов

Существует три вида байпасов:

  • Нерегулируемые – простая труба;
  • С ручным управлением – вентиль с делениями;
  • Автоматический – с датчиками;

Последний вариант устанавливается в обвязке с насосом. Обычно автоматику используют при циркулирование теплового носителя по контуру. Насос, работающий от электричества, позволяет увеличить скорость движения потока, что способствует снижению теплопотерь. Чаще всего такую систему используют в частных домах или при подключении теплого пола к системе отопление в многоквартирных домах. В случае отключения электроэнергии поток теплоносителя проходит через обвод. Крыльчатка ограничивает поток движения воды. Поставляется на рынок в двух вариациях: инжекторный и клапанный. Самый большой недостаток автоматического байпаса: при содержании в воде накипи, окалины, ржавчины и других загрязняющих элементов, быстро выходит из строя. Обвод обязательно устанавливается в однотрубную систему, если необходимо сделать коллекторную разводку, перемычка позволяет разделить потоки на две части, обеспечив оба радиатора теплоносителем в равных пропорциях. При горизонтальной разводке, байпас устанавливается параллельно основной магистрали ниже обычный развод. При монтаже стандартных труб на три четверти дюйма, рекомендуется устанавливать байпас на одну вторую. При этом трубы входящего и исходящего потока теплоносителя должны иметь диаметр 1 дюйм.

Установка байпаса в системе отопления

Установить байпас можно вполне самостоятельно, за исключением сложных автоматических систем, так как нужны определенные навыки. Монтаж его состоит из нескольких этапов, следуя которым постепенно, можно сделать оборудование более качественным и надежным.

При установке нужно:

  • Переделать имеющуюся конструкцию магистрали;
  • Монтировать краны;
  • Установит тройники и узлы;
  • Монтировать обходную трубу.

Изначально нужно переделать конструкцию магистрали, откорректировав расстояние резьбовых концов в циркуляционном насосе. Затем нужно монтировать краны по обеим сторонам насоса. Тип кранов лучше выбрать шаровой.

После монтирования кранов нужно провести установку тройников. Расположение их должно быть аналогично кранам, по обеим сторонам от счетчиков. По диаметру они равны диаметру труб. При монтировании обводной трубы, ее нужно поднять вверх относительно тройников так, чтобы оставался свободный доступ к насосу. Затем повернуть патрубки, направив их друг к другу. Установить кран и перемычки. Точно так же можно установить байпас в любой другой отопительной системе. Для автоматизации процесса вместо крана можно применять терморегулятор. Это позволит исключить перегрев насоса.

Что нужно для эффективной работы батарей

Эффективная система отопления способна сэкономить средства на оплату топлива. Поэтому, занимаясь ее проектированием, следует взвешенно принимать решения. Ведь иногда совет соседа по даче или знакомого, рекомендующего такую систему как у него, совсем не подходит.

Бывает, что нет времени самому заниматься этими вопросами. В таком случае лучше обратиться к профессионалам, работающим в этой сфере от 5-ти лет и имеющим благодарные отзывы.

Правильное подключение гарантированно обеспечит комфортное проживание в доме всех членов семьи. Ведь при выборе схемы учитывать нужно ряд особенностей своего жилища

Решив самостоятельно заниматься подключением радиаторов отопления, нужно учитывать, что на их эффективность прямое влияние оказывают следующие показатели:

  • размер и тепловая мощность отопительных приборов;
  • место их расположения в комнате;
  • способ подключения.

Выбор отопительных приборов поражает воображение неискушенного потребителя. Среди предложений настенные батареи из различных материалов, напольные и плинтусные конвекторы. Все они имеют различную форму, размер, уровень теплоотдачи, тип подключения. Эти характеристики нужно учитывать при монтаже отопительных приборов в систему.

Среди моделей отопительных приборов, представленных на рынке, лучше выбирать, ориентируясь на материал и тепловую мощность, указанную производителем

Для каждого помещения количество радиаторов и их размер будет отличаться. Все зависит от площади комнаты, уровня утепления внешних стен здания, схемы подключения, тепловой мощности, указанной производителем в паспорте изделия.

Места расположения батарей – под окном, между окнами, расположенными на довольно длинном расстоянии друг от друга, вдоль глухой стены или в углу комнаты, в прихожей, кладовой, ванной, в подъездах многоквартирных домов.

В зависимости от места и способа монтажа отопительного прибора, будут разные теплопотери. Самый неудачный вариант – радиатор полностью закрытый экраном

Между стеной и отопительным прибором рекомендуется установить теплоотражающий экран. Его можно изготовить своими руками, использовав для этого один из материалов, отражающих тепло – пенофол, изоспан или другой фольгированный аналог. Также, следует придерживаться таких основных правил монтажа батареи под окном:

  • все радиаторы в одной комнате располагаются на одном уровне;
  • ребра конвекторов в вертикальном положении;
  • центр отопительного оборудования совпадает с центром окна или находится на 2 см правее (левее);
  • длина батареи не менее 75% от длины самого окна;
  • расстояние до подоконника не менее 5 см, до пола – не меньше, чем 6 см. Оптимальное расстояние – 10-12 см.

От правильного подключения радиаторов к системе отопления в доме зависит уровень теплоотдачи приборов и потери тепла.

Выдержав основные нормы по размещению радиаторов, можно максимально предотвратить проникновение холода в помещение через окно

Бывает, что хозяин жилища руководствуется советами товарища, но результат получается совсем не такой, как ожидалось. Все сделано как у него, да только батареи не хотят греть. Значит выбранная схема подключения не подошла конкретно для этого дома, не были учтены площадь помещений, тепловая мощность отопительных приборов или были допущены досадные ошибки при монтаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector