Технология укладки тротуарной плитки и пошаговое руководство
Содержание:
Пошаговая инструкция
Все последующие работы состоят из нескольких этапов, каждый из которых следует проходить со всей тщательностью, потому что от этого зависит качество и долговечность сооружения. Даже если на плите было решено сэкономить, на укладке этого делать не стоит.
Качественное основание не просядет и не деформируется, будет хорошо пропускать влагу и выдерживать предполагаемые нагрузки.
Установка бордюров
Бордюры являются ограничителями, препятствующими тому, чтобы будущий тротуар разъехался. Для их установки вдоль подготовленной траншеи прокапывают канавки, дно которых укрепляют щебнем.
Пустоты в щебне заполняются песком. На щебень по уровню ставят бордюры и закрепляют их цементно-песчаным раствором. Не стоит готовым раствором заливать все бордюры сразу — каждый укрепляется замком из бетона индивидуально.
По окончании работ высота бордюров для обеспечения хорошего водостока должна быть вровень или на 10–20 мм ниже верхнего края брусчатки. Высота, в первую очередь, регулируется глубиной прокопанных канавок. На высыхание бетонных замков даются примерно сутки, затем канавки с бордюрами засыпаются почвой до общего уровня дна траншеи.
Вдоль внутренней стороны одного из бордюров укладывается сточный желоб, в сторону которого нужно будет делать уклон дорожки.
Создание подушки
На геотекстиль насыпается крупнофракционный песок слоем 5 см. Его поверхность выравнивается граблями и обильно смачивается водой. Перед следующим этапом работ при пасмурной погоде нужно выждать сутки, при солнечной достаточно 2–4 часа.
Затем поверхность разравнивается профилем или трубой и на нее насыпается слой щебня толщиной 10 см. Щебень трамбуют. Нельзя укладывать щебень сразу на геотекстиль во избежание повреждения последнего.
Поверх щебня насыпается еще 5 см песка, который распределяется так, чтобы заполнить все пустоты. Этот слой нужен для расклинцовки щебня и выведения основания «в ноль». Поверхность снова трамбуется, проливается водой (в результате чего песок частично уйдет в промежутки между гравием) и выравнивается.
В результате получится идеально ровная подушка, на которую и предстоит укладывать плиты.
Техника укладывания своими руками
Так как правильно укладывать тротуарную плитку на песок?
Чтобы не топтаться по утрамбованному песку, изделия укладывают в направлении от себя. Мастер, находясь на уже выложенной поверхности, укладывает брусчатку перед собой, немного вдавливая в песчаное основание, и по ней же продвигается вперед.
Между плитами оставляется зазор в 1–2 мм. Для удобства используют спички, тонкие деревянные колышки или крестики для керамических изделий. Некоторые производители выпускают изделия сразу с ограничителями по бокам, которые позволяют выдерживать требуемое расстояние.
Горизонтальность каждого ряда проверяется строительным уровнем, с помощью резиновой киянки, песка и мастерка поверхность корректируется:
- если плита выступает над остальными, углубить ее можно, постучав киянкой или сняв под ней слой песка;
- если плита заглублена по сравнению с остальными, ее следует приподнять и увеличить слой подушки.
Брусчатку, возможно, придется подрезать. Для этого ее прикладывают к нужному месту в дорожке, делают отметку и только потом отсекают лишнюю часть.
Для резки плитки используется «болгарка», но если прорезать ей плитку полностью, в дальнейшем могут появляться трещинки. Поэтому «болгаркой» только делают надрез, а дальше изделие аккуратно раскалывают.
Заделка швов
Для предотвращения смещения плитки относительно друг друга, их закрепляют, просыпая поверхность песком с таким расчетом, чтобы были заполнены все промежутки. Щеткой или веником песочек распределяют равномерно, а затем поверхность проливают водой — это уплотнит засыпку. Процедуру, возможно, придется повторить 2–3 раза, а в дальнейшем проводить после обильных осадков.
Иногда промежутки заделывают с помощью смеси песка и цемента, которая затем проливается водой, чтобы цемент «схватился», а плитки между собой были лучше сцеплены.
Но подобный прием ухудшает проникновение влаги в дренаж, а потому использовать его на частных территориях и дорожках с малой проходимостью нецелесообразно.
Трамбовка плитки
И последний этап — это трамбовка готовых площадей с помощью виброплиты. Виброплита при этом должна иметь резиновую подошву, которая идёт в комплекте с виброплитой, в противном случае, металлическая подошва может попросту разрушить элементы нашей работы. При предварительно хорошо затрамбованной подготовительной основы под плитку, достаточно будет одного прохода виброплиты по площади. При этом песок, который мы заметали в швы, немного просядет и уплотнится. Тут нам поможет тот песок, который мы оставили на площади, тем более, он хорошо высой. После трамбования виброплитой плитка выравнивается по площади, немного проседает, и уплотняется в единую монолитную платформу. После этого, ещё раз заметаем песок по площади, но теперь остатки песка выметаем, чтоб рисунок на площади набрал яркости.
Поливать водой из шланга готовую площадь после укладочных работ я бы не рекомендовал. Дело в том, что цемент, использующийся в гарцовке, вступает в реакцию с влагой, которая присутствует в отсеве, грунте, воздухе. Процесс набирания прочности медленный, но когда он завершится, гарцовочная смесь набирает плотность, которая не уступает асфальту, а обливая водой территорию, на которой уложена плитка, вода просто вымывает цемент из состава гарцовки.
Рекомендуем вам еще:
Пошаговая инструкция
Технология укладки тротуарной плитки состоит из последовательно выполняемых этапов:
- подготовка бетонной подушки;
- монтаж бордюров;
- фиксация плит;
- заполнение швов;
- обработка покрытия.
Подготовка подушки из бетона
подушка из бетона
Для повышения долговечности и надежности основания рекомендуется применять георешетку. Конструкции в форме сот выполнены из синтетического сырья, устойчивого к повреждению плесенью, гнилью, воздействиям агрессивных щелочных средств. После растягивания решетка выполняет роль каркаса, выдерживающего напряжения горизонтали либо вертикали. Конструкция позволяет армировать разные составы в ячейках.
Георешетка выкладывается на основание траншеи и покрывается слоем гравия до 15 см. Подушка утрамбовывается, сверху размещается армирующая сетка. По уровню выполненной разметки выставляют опалубку.
Смешиваются компоненты для бетонного состава, который выкладывается в опалубку. После заливки смеси для предотвращения образования водных пузырей применяют для перемешивания состава погружной вибратор.
Бетонный слой закрывают полиэтиленом для предотвращения высыхания материала. Поверхность дорожного покрытия требуется смачивать водой в течение 3-7 суток.
При формировании покрытия с большой площадью требуется проложить температурные швы через 2-3 м. Для этого перпендикулярно опалубке располагают доски. После высыхания состава их убирают, проемы заполняют эластичным материалом. При изменениях температурных режимов швы позволят предотвратить трещины на бетонном основании.
Для вывода влаги с поверхности бетона при заливке устанавливаются части асбоцементных либо полипропиленовых труб. Перед укладкой отверстия для дренажа заполняют мелким гравием. После застывания бетонного основания опалубка разбирается.
Установка бордюров
установка бордюров
В углубления от опалубки устанавливаются бордюры. Монтаж элементов позволяет предотвратить скол краев, повышает износостойкость дорожного полотна. В изготовлении конструкции используются элементы из каменных пород, полимерпесчаная плитка, вибропресованные изделия.
До 50% от габаритов бордюра скрывается под слоем земли. Грунт необходимо тщательно утрамбовать для повышения прочности основания, устойчивости конструктивного решения.
Для сцепления бордюров с поверхностью применяется бетон с жесткой структурой. Материал выкладывается в ров, сверху устанавливаются бодюрные элементы. Для уплотнения в основании блоки простукивают киянкой из резины.
Проемы между элементами заполняют жидкой бетонной смесью. По техтребованиям в высоту бордюры должны быть ниже брусчатки на 20-30 мм для беспрепятственного оттока воды. Выдержать застывание раствора необходимо 1 день. Затем проем между бордюром и стенами траншеи заполняют песком.
Как правильно класть?
Затем можно приступать к монтажу плит на бетонную отмостку, как уложить правильно подскажет знание размеров блоков в соответствии с назначением площадки. На пешеходный тротуар выкладываются плиты толщиной 4-5 см, на площадки автопарковок, подъездные пути к дому устанавливают брусчатку не менее 6 см толщиной.
После приготовления цементного раствора до сметанообразной консистенции кладут блоки. Раствор выкладывается мастерком на поверхность, блоки монтируются по выбранной схеме и утрамбовываются киянкой. Необходимо выверять горизонталь кладки с помощью строительного уровня.
При применении сухих смесей на поверхность высыпается материал слоем не менее 3-5 см, разравнивается с помощью правила. На подушку устанавливаются тротуарные плиты. В сухом состоянии смесь не сможет удерживать элементы, поэтому требуется после завершения монтажа пролить водой покрытие. После высыхания состав прочно скрепляет блоки.
Тротуарные плиты можно выкладывать разными схемами, создавать оригинальные композиции на придомовых пространствах, у общественных зданий. В перечне распространенных схем монтажа блоков:
- “елочка”;
- “плетенка”;
- по диагонали;
- “шахматка”.
схемы монтажа блоков тротуарной плитки
Заделка швов
заделка швов
Швы между плитами заполняют сухой смесью и поливают. Работы выполняются до завершения усадки состава. После 2-3 дней материалы должны застыть. Необходимо убрать мусор, смести веником пыль. Тротуар поливают из шланга водой под сильным напором.
Подготовка к работе
Подготовка рабочей зоны — немаловажный этап. Качественное основание является залогом успешности всех остальных работ, поэтому сначала требуется провести работы по подготовке грунта:
- Верхний слой убрать и в почве сделать траншею глубиной 20 см. Этот показатель является условным — универсальных решений нет и не будет. Глубина траншеи зависит от множества характеристик: состава грунта и глубины промерзания, уровня грунтовых вод, рельефа местности. Для твердого грунта достаточно 20 см, для рыхлых почв глубину увеличить. Средний показатель для дорожек — 20 см, а для автомобильной площадки или проезда траншею нужно углубить еще на 7–10 см.
- Со дна траншеи тщательно убрать корни травы и растений, камни, землю промочить из лейки или шланга и пройтись по ней трамбовкой, что позволит в дальнейшем избежать проседания грунта.
- Дно траншеи выложить геотекстилем или агротканью. Они не будут задерживать воду, но и не дадут прорасти и испортить дорожку оставшимся в почве корешкам и семенам. Кроме того геотекстиль воспрепятствует взаимопроникновению материковой почвы и песка.
Преимущества и недостатки укладки на бетон
По техническим характеристикам поверхности из бетона имеют следующие преимущества:
- Фундамент отличается высокой прочностью, долговечностью, стойкостью к перегрузкам, механическим деформациям, износостойкостью.
- Монтаж плит на выровненную поверхность простой, не требует применения крупногабаритной строительной техники (катка для асфальта, прессовочного аппарата).
- Технология кладки обеспечивает отсутствие усадок покрытия, за счет большой массы бетонная стяжка распределяется по дорожному полотну равномерно и сохраняет заданные размеры.
- Стоимость работ и материалов при монтаже на бетон ниже других способов обустройства дорожного полотна и сопоставима с заливкой асфальта.
- Работы могут быть выполнены самостоятельно без привлечения дополнительных специалистов и в небольшие сроки.
- Преимуществом является широкий ассортимент плит для монтажа, наличие разных цветов, фактур, габаритов и форм изделий.
- Плиты являются устойчивой опорой с нескользящими поверхностями в периоды дождей и снега.
- При укладке бетонного слоя применяются армирующие металлические и металлопластиковые конструкции, увеличивающие срок годности дорожного полотна и прочность основы под декоративные блоки. Основание не изменяет конфигурацию в отличие от песчаной подушки.
- Покрытие ремонтопригодно, легко демонтируется и корректируется. При необходимости можно внести дополнения в дизайн придомового участка. Работы по демонтажу и корректировке проекта не требуют больших затрат.
Что такое брусчатка
Как было сказано выше, это дорожный материал, как и тротуарная плитка, но отличается от последней толщиною изделия. Именно этот размерный показатель делает брусчатку прочной, способной выдерживать серьезные нагрузки. Обычно этот стройматериал укладывают на песчаную подушку, плотно прижимая друг к другу.
Исторически так сложилось, что основное сырье для производства брусчатки – камень. Обычно это или гранит, или песчаник. Оба варианта достаточно дороги, поэтому на смену пришел искусственный камень в лице бетона. Сегодня производители предлагают полимербетон, который весит меньше чисто бетонной разновидности, но по эксплуатационным характеристикам ему не уступает. А по каким-то позициям даже лучше.
Технология производства бетонной брусчатки – вибрационное литье. Оно дает возможность получить материал любой формы и цвета, плюс конечным результатом является отменное качество лицевой поверхности. Надо добавить, что размеры изделия очень точные, а это упрощения технологии укладки, где нет надобности подгонять элементы настила друг к другу до максимальной точности, срезая или отбивая выступающие части.
Двор выложен клинкерной брусчаткойИсточник arsstones
Сегодня производители предлагают клинкерную брусчатку. По сути, это обычный кирпич определенной формы и размеров. То есть в процессе производства используется и технология прессовки сырья, и его обжиг, что делает этот материал более дорогим, чем бетонная разновидность.
Земляные работы
В первую очередь составляется схема сооружения. Осуществляется привязка к местности и элементам ландшафта.
После этого выполняются такие действия:
- Проводится трассировка. Измеряются все стороны, проверяется соответствие длины диагоналей.
- Снимается верхний слой грунта. Глубина канавы делается такой, чтобы финишная поверхность была вровень с грунтом или возвышалась над ним на 1-2 см. В противном случае на дорожке будет скапливаться вода.
- Дно траншеи очищается от корней растений и крупных камней. Проводится ее выравнивание с использованием уровня и лопаты.
- Грунт трамбуется до достижения твердого состояния. Если земля рыхлая, то в нее рекомендуется добавить крупный щебень для связывания.
- На дно укладывается геотекстильное полотно. Укладка осуществляется так, чтобы куски материала накладывались друг на друга на 10-12 см. После этого стыки проклеиваются скотчем.
Пошаговая инструкция
Качество несущего слоя в случае укладки плит на бетон очень важно из-за использования жесткой фиксации. При неудачном исполнении сооружение быстро потрескается
Подготовка подушки из бетона
Для улучшения качества работ по подготовке бетонного основания под тротуарную плитку можно использовать объемную георешетку — конструкцию в виде сот, выполненную из синтетического материала, стойкого к гниению и химическим воздействиям.
При растяжении такая решетка образует устойчивый в горизонтальном и вертикальном направлениях каркас, армирующий любой насыпной материал, размещаемый в ячейках. Срок службы подобной решетки — до полувека.
- На дно траншеи укладывают георешетку и засыпают ее 15-сантиметровым слоем щебня. Высота решетки подбирается так, чтобы ее края были ниже уровня щебня и не мешали трамбовке.
- Подушка из щебня трамбуется.
- Поверх щебня укладывается армирующая сетка.
По контуру разметки, выполненной из колышков и шнура, выставляется опалубка, в которую будет заливаться бетон.
Готовится бетон и непрерывно заливается в опалубку, чтобы в теле бетонной подушки не образовались так называемые холодные швы, снижающие прочность конструкции.
Сразу после заполнения опалубки для уплотнения структуры материала и отведения воздушных пузырей используют погружной вибратор.
Бетонная подушка накрывается пленкой, чтобы избежать слишком быстрой потери влаги и следующие 3–7 дней ее поверхность периодически смачивается водой.
На большой площади через каждые 2–3 м нужно делать температурные швы. Для этого перпендикулярно опалубке и поверхности земли устанавливаются доски, которые потом нужно будет убрать и перед укладкой брусчатки заполнить швы эластичным составом. Во время перепадов температур эти швы помогут избежать разломов бетонной подушки.
Для отвода влаги, попавшей на поверхность бетонной подушки под брусчатку, на некотором расстоянии друг от друга устанавливают обрезки полипропиленовых или асбоцементных труб, верхний уровень которых должен быть вровень с верхним уровнем бетонной подушки, а нижний конец располагаться на прослойке из щебня.
Перед началом укладки дренажные отверстия заполняются мелким щебнем.
Когда бетон полностью застынет, опалубка убирается.
Установка бордюров
В оставшееся после разборки опалубки углубление нужно установить бордюры. Для этого делается жесткий бетон, мастерком укладывается в ров и на него по одному устанавливаются бордюрные камни.
Чтобы вогнать их в раствор, используется резиновая киянка. Щели между камнями заливают жидким бетоном.
Высота бордюров должна быть как минимум на 20–30 мм ниже верха брусчатки, чтобы не мешать стоку воды. Через сутки, когда раствор застынет, пространство между бордюрным камнем и стенками траншеи засыпается песком.
Как правильно класть
Габариты плит выбираются в зависимости от назначения: для тротуара достаточно толщины 4–5 см, а если на поверхность будут заезжать машины, то выбирают брусчатку не тоньше 6 см.
На бетонное основание плиты укладывают на сухую песчано-цементную смесь или на цементно-песчаный раствор.
-
При использовании цементно-песчаной смеси (ЦПС) используется только просеянный песок. Раствор готовится из 1 части цемента и 3 частей песка, консистенция должна быть как у густой сметаны. Мастерком на бетонную подушку раствор выкладывается ровным слоем в 2–3 см.
Брусчатка укладывается на раствор по запланированной схеме и слегка вбивается в раствор с помощью киянки. Горизонтальность поверхности следует выверять как можно чаще строительными уровнями.
При использовании для укладки сухой ЦПС работы ведутся аналогично укладке брусчатки на песчаную подушку — на бетон насыпается слой сухой ЦПС (3–5 см), выравнивается правилом или обычной доской с ровным краем, а затем на эту подушку выкладываются плиты.
Сухая ЦПС готовится из расчета на 1 часть цемента 6 частей песка, но в сухом виде она не в состоянии прочно удерживать брусчатку, поэтому по завершении работ площадка хорошо проливается водой, которая попадает через зазоры между плиткой вниз и смесь застывает.
Заделка швов
Между брусчаткой швы засыпают сухой ЦПС и проливают водой. Операцию повторяют до тех пор, пока смесь не перестанет усаживаться. Через 2–3 суток, когда поверхность окончательно высохнет, убирают строительный мусор, веником сметают мелкий сор и пыль и, при необходимости, промывают поверхность сильным напором воды из шланга.
Полезное видео
Еще больше о технологии укладки тротуарной плитки на бетонное основание узнаете из этого видео:
Подготовка схемы
Схему садовых площадок, дорожек и мощеных подъездов к дому нужно тщательно продумать. Подъезд должен вести от ворот к дому и месту для автомобиля – гаражу или открытой парковке. Пути, по которым будут заезжать машины планируются достаточно широкими и простыми по конфигурации. Они прокладываются с минимальной протяженностью, без лишних поворотов и изгибов. При обустройстве автомобильных дорожек закладывают более толстый слой щебня и используют плитку толщиной от 6 см. Схема прокладки путей начинается с обозначения именно автомобильных заездов.
Автомобильный заезд из тротуарной плиткиИсточник pinterest.com
После обозначения на схеме автомобильных путей определяется место для площадок. Во-первых, нужно выбрать место для парковки автомобиля, а во-вторых, для обустройства зоны отдыха, если ее планируется выстелить плиткой.
Зона отдыха выложенная плиткойИсточник in.pinterest.com
Далее на схему наносят линии пешеходных дорожек. Они бывают функциональными и декоративными. Функциональные соединяют основные постройки на участке, а также главные зоны (зону отдыха, детскую площадку, сад, огород). Функциональные дорожки тоже не должны быть извилистыми и сложными.
Декоративные дорожки прокладываются внутри той или иной зоны и служат для прогулок и в качестве дополнительного элемента ландшафтного дизайна. Обычно они применяются для оформления сада, лужайки или зоны отдыха. Могут иметь множество изгибов и минимальную ширину. Декоративные дорожки не несут большой нагрузки, поэтому могут долго прослужить без бордюров.
Проектируя дорожки нужно учитывать, что все они должны иметь уклон около 3% по ширине в сторону от построек. Это необходимо для отвода от дома и дополнительных зданий ливневые и талые воды.
Декоративная дорожка из тротуарной плиткиИсточник superdom.ua
Несколько полезных советов
Чтобы знать, как самостоятельно положить плитку на песок и цемент на даче, важно ознакомиться с технологией работы. На качество укладки влияет размер и форма брусчатки
Для установки извилистого полотна своими руками рекомендуется использовать плитку меньшего размера.
Толщина плитки, предназначенной для обустройства тротуара, выбирается с учетом плановой нагрузки на покрытие. При покупке строительных материалов выбирать плитку с фрагментами круглой кладки.
Обустроить площадку под автомобиль рекомендуется с помощью материала толщиной 6 см. Так как в качестве уплотнителя используется вода, то кладку плитки рекомендуется выполнять в сухую теплую погоду.
Уровень устойчивости и долговечности покрытия зависит от качества обустройства основания. Рекомендуется плотно трамбовать слой песка и щебня, чтобы создать надежную опору для плитки.
Вместо бордюрного камня можно использовать клинкерный кирпич или плитку, которая устанавливается на ребро. Для увеличения срока эксплуатации покрытия можно использовать гидрофобные средства, которые защищают от воздействия влаги.
Приобретаем материалы
Чтобы тротуар не нуждался в постоянном ремонте нужно правильно подбирать плитку в зависимости от нагрузок. Например, для строительства пешеходной дорожки используем фибролиту толщиной 25-40 мм. В местах парковки авто используем вибролитую плитку большей толщины (40-60 мм). Дорожки промышленного значения покрывают вибропресованной плиткой толщина, которой 60-80 мм (такую плитку изготавливают только на специализированных предприятиях).
Некоторые рекомендации и особенности
Для того чтобы ориентироваться в видах и размерах плитки, обратите внимание на следующую статистику. Тротуарная плитка для дорожек на даче чаще всего используются прямоугольной формы 20х10 см
Также широкое применение получила плитка квадратной формы самых разных размеров от 10х10 см до 50х50 см. Так как большая плитка тяжелая сама по себе, её используют довольно редко. Тем более, если речь идет о дачном участке в несколько соток, где тропинки по большей части около 70-80 см. Поэтому большинство предпочитает плитку размером 30х30. Но если вам достаточно в каких-то местах проложить тропинку в 0.5 м — это идеальный вариант: плитку в один ряд укладывают между бордюров.
Вариантов брусчатки не счесть, поэтому можно угодить даже самому изысканному вкусу
Кроме традиционных видов, плитки бывают в виде шестигранника, ромба, бабочек, волны, мозаики, веера, и т. д. Толщина такой плитки может быть от 2.5-6 см. Можно делать тротуарные тропинки без бордюра. Но если вы живете в зоне, где выпадение осадков часто и обильно, то это плохой вариант. Бордюр делает дорожку не только эстетично завершенным, но и более крепким.
- При выборе бордюрного камня следует учитывать цвет тротуарной плитки. Иногда для бордюра используют прямоугольную плитку, ставя её на ребро.
- Щебень или гравий выбираем средний или мелкий. Предпочтительнее щебень. С помощью него создаем основу менее текучую и более крепкую.
- Песок нужен чистый, без примесей глины, камней или корней растений.
- Геотекстильный материал послужит хорошей защитой от прорастания травы, укрепит основу и поспособствует отводу скопившейся воды. Одной из основных характеристик её является исключение проседания тротуара.
- Цемент используем М-400 или М-500 для приготовления смеси верхнего слоя основания и затирки швов.
Виды тротуарной плитки
Технология укладки тротуарной плитки немного отличается в зависимости от разновидности и назначения материала, поэтому сначала нужно рассмотреть классификацию брусчатки.
По исходному сырью плиточное покрытие делят на следующие виды:
- элементы из натурального камня;
- клинкерная плитка;
- бетонная;
- резиновая.
По назначению она бывает для пешеходных дорожек, автомобильных проездов, смешанного назначения, для устройства высоконагруженных покрытий и тактильных пространств. По форме выделяют фигурные элементы и прямоугольную брусчатку. В зависимости от фактуры верхнего слоя она бывает шероховатой и гладкой. По цвету покрытие делают одноцветным и многоцветным; окрашенным и неокрашенным. По способу изготовления ее подразделяют на вибролитую, вибропрессованную и гиперпрессованную.
Литая
В процессе изготовления бетонную смесь заливают в специальную форму из резины, пластика или полипропилена, ставят на вибростол. В результате длительной вибрации смесь равномерно заполняет форму. После этого ее выдерживают в тепле двое суток.
Особенность этой технологии в возможности ручного выполнения всех операций и малой автоматизации процесса, что сказывается на итоговой цене продукции. Вибролитые элементы внешне красивые и разнообразные (разная форма и рельеф лицевой поверхности). Однако есть и недостатки – низкая морозостойкость, высокое водопоглощение и истираемость, небольшая толщина и ограничения по сфере использования.
Прессованная
Эту разновидность изготавливают методом полусухого вибропрессования. Исходное сырье спрессовывают в специальных пресс-формах, называемых матрицы. На материал воздействуют вибрациями и высоким давлением. В процессе производства используют специальные автоматизированные производственные линии. Полученные элементы могут похвастаться морозостойкостью, повышенной прочностью, низким водопоглощением и истираемостью. По этой технологии можно делать покрытия значительной толщины, которые подойдут для устройства высоконагруженных дорог.
Таблица свойств разных видов плитки
Cвойства | Полимерпесчаная плитка тротуарная | Бетонная вибролитая плитка тротуарная | Бетонная вибропрессованная плитка тротуарная |
Средняя плотность, кг/м3 | 1650 — 1800 | 2350-2400 | 2200-2400 |
Массовое водопоглощение | 0,15 | 4-4,5 | 5,5-6,5 |
Прочность при сжатии, МПа | 17 — 18 | 40-50 | 40 |
Прочность при изгибе, МПа | 17 — 25 | 6,0-7,0 | 5,0-5,5 |
Морозостойкость, циклы | более 500 | 300-400 | 200-300 |
Истираемость, г/см2 | 0,05 — 0,1 | 0,3-04 | 0,5-0,7 |
Преимущества и недостатки тротуарной плитки
Положительные качества и преимущества брусчатки состоят в следующем:
- Долговечность и повышенная износостойкость. Если не нарушать технологию производства, то плиточное покрытие прослужит 30 лет. Сроки названы с учетом сложных условий эксплуатации и ежедневного интенсивного воздействия.
- Экологическая чистота заключается в том, что в процессе изготовления не применяют вредные вещества, а в ходе использования материал не выделяет в атмосферу токсичные соединения.
- Внешняя привлекательность. Благодаря разнообразию цветового решения и форм можно создавать интересные дорожки и площадки, воплощая в жизнь любые задумки дизайнеров и ландшафтных архитекторов.
- Приемлемая цена. Конечно, в сравнении с асфальтом плиточное покрытие обойдется дороже, но если ее сравнивать с природным камнем и клинкерными элементами, то она будет стоить намного дешевле.
- Возможна укладка тротуарной плитки своими руками на песок. В процессе работы не понадобится помощь специалистов и дорогостоящая техника.
- Плиточное покрытие можно быстро демонтировать на время ремонта подземных инженерных коммуникаций. После проведения ремонтных работ ее просто укладывают на прежнее место.
Из недостатков стоит перечислить такие моменты:
- в холодную пору года на поверхности образуется наледь;
- стоимость монтажа выше, чем при укладке асфальта, потому что все работы выполняют вручную;
- длительность проведения монтажных работ;
- плохо подготовленное основание может проседать и проваливаться.
Брусчатка
Покрытие из этого материала навевает мысли об узких мощеных улочках городов с историей -старого Таллина, Праги, Ротенберга или юга Франции, Италии.
Покрытие из брусчаткиИсточник pinterest.jp
Хотя оно и дороже, но эстетика стоит того, чтобы отдать предпочтение именно брусчатке:
- широкая цветовая палитра и многообразие форм;
- высокая надежность;
- возможность выполнения рисунка любой конфигурации;
- стойкость к агрессивному воздействию окружающей среды;
- срок эксплуатации составляет 30 лет;
- зкологична и нетоксична.
Классическая брусчатка выполняется из гранита или базальта, но для применения в частном домовладении подходит материал с меньшей плотностью – известняк, сланец. Также может быть изготовлена из бетона с различными включениями.
Традиционно брусчатое мощение не является жестким, поскольку элементы укладывают на песчаную подушку, и они могут смещаться, что позволяет сохранить целостность покрытия при подвижках грунта или чрезмерной нагрузке. Но в условиях современности ее кладут и на бетонное армированное основание.
Классическая брусчатка выполняется из гранита или базальтаИсточник derevyannyy.com
Наравне с достоинствами, у материала существует и большое количество недостатков:
- высокая стоимость натурального материала (из бетона не намного дороже плитки) и работ по его укладке;
- жесткие требования к дренажу;
- мостовая из брусчатки (за исключением пиленых элементов) имеет высокий уровень шума;
- очень низкое сцепление шин с влажным покрытием (особенно шлифованным).
Кроме того, по мощеной брусчаткой поверхности неудобно ходить на тонких каблуках.
Подготовка основания для брусчатки
Трудоемкость укладки материала повышается, поскольку требуется армирование основы. Делается это следующим образом:
- на подготовленную подушку (как и для плитки) сначала заливают слой бетона в з см.;
- на него укладывают арматурную сетку из проволоки (диаметром от 6 мм) с ячеей до 10 см.;
- затем наливают еще один слой бетонной смеси (6-8 см) с таким расчетом, чтобы уровень основания был ниже уровня земли;
- после застывания бетона (спустя 2-3 дня) приступают к мощению.
Видео описание
Из видео можно узнать, как подготовить основание под тротуарную плитку:
Покрытие из брусчатки, пожалуй, самое практичное, долговечное и благородное покрытие при наличии достаточных средств. Но надо помнить, что это достаточно капризный материал в плане монтажа – если что-то сделать не по технологии, то со временем брусчатка может «провалиться» или наоборот. Поэтому все работы по укладке плитки желательно доверять профессионалам.