Как вязать арматуру для фундамента крючком?

Содержание:

Основные параметры

Параметры указаны в таблице:

Параметр Описание
Антикоррозийная защита

Арматурный каркас должен быть полностью залит бетоном. Оптимальное расстояние от опалубки – 60-80 мм.

Стержни

Есть 2 вида стержней – хомуты, рабочая арматура. Хомуты бывают вертикальными, горизонтальными. Служат для связывания каркаса в единое целое. Оптимальное сечение хомута для арматуры – 10-15 мм. Профиль – периодический, применяется в качестве дополнения к хомутам.

Вертикальные компоненты

Предназначены для соединения, поддержки обоих слоев фундамента. Размещаются через 400-900 мм. Нагрузка незначительна, поэтому оптимальное сечение для стержней – 5-10 мм.

Горизонтальные компоненты

Стержни выкладываются внахлест. Если фундамент мелкозаглубленный, оптимальное число слоев – два. В каждом, от двух до четырех стержней. Если основание глубокозаглубленное, используется 3 слоя. Нельзя, чтобы расстояние превышало 300-400 мм.

Какое количество материалов требуется

Количество рассчитывается в погонных метрах, килограммах. За основу нужно взять:

  • схемы армирования;
  • параметры фундамента.

Инструкция по сборке и монтажу армированного каркаса

Сначала нужно нарисовать схему будущего каркаса и выбрать тип вязки арматуры. Перед началом работ нужно проверить все подготовленные прутья, если есть ржавчина или изгибы их нужно убрать. Прутья зачищаются металлической щеткой от лишних загрязнений и ржавчины, изгибы и мелкие деформации выравниваются при помощи молотка. Все прутья должны иметь чистый и ровный вид. В землю нужно забить опорные стержни по всему периметру основания и в углах. Чтобы прутья были вертикально установлены, можно использовать отвес. На дно траншеи укладываются кирпичи (не рекомендуется использовать силикатные), опоры из пластика или бутовый камень. Между ними надо оставить небольшой зазор, чтоб бетон правильно распределился. Такие промежутки должны быть оптимальными, не вызывать провисание каркаса. После кирпичного слоя выкладываются прутья для формирования первой плоскости. В углах проволока загибается и заводится на другую грань примерно на 30 см. Если каркас из арматуры превышает высотой 3 метра, нужно возвести подмостки и леса. Для вязки нужно подготовить стержни длиной по 30 см для каждого узла. Отрезок нужно сложить и обернуть по диагонали рядом с отрезком скрещивания стержней. Теперь крючком заходим в созданную петлю на другом краю арматуры. Остатки проволоки протягиваем через петлю. Крючок надо оставить в петле и аккуратно прокручивать по часовой стрелке до полной фиксации. Теперь нужно соединить все прутья – как между собой, так и с опорой.

Отвесом нужно проверить горизонтальность стержней. Если прутья гладкие можно использовать специальный пистолет для вязки. Теперь монтируем продольную плоскость арматуры, она крепится поперек при помощи вертикальных и горизонтальных прутьев. Размер одной ячейки может составлять 150-400 мм. Когда используются гладкие стержни, их нужно подгибать для прочности. Способов, как вязать арматуру для ленточного фундамента (видео в интернете это подтверждают), много, у каждого есть свои минусы и плюсы. Прочность и надежность фундамента при монтаже зависит не только от способа сварки, но и от материала, правильности всех работ и расчетов.

Инструменты для вязки арматуры

Для вязки арматуры под ленточный фундамент понадобятся инструменты для гибки и крепежа.

Для скрепления

Для этого могут использоваться следующие приспособления:

  • проволока;
  • зажимные скобы;
  • пластиковые хомуты.

На сегодняшний день арматуру можно скреплять готовыми к использованию специальными зажимными скобами (скрепками). Они изготавливаются из стали хорошего качества. Применять их очень просто: надеть на пересекающиеся пруты арматуры и стянуть их. При этом монтаж арматурных каркасов можно осуществить намного быстрее, не прикладывая значительных физических усилий. Единственный минус- это высокая стоимость.

Сегодня для того, чтобы скрепить арматуру, лучше использовать специальную стальную гибкую низкоуглеродистую проволоку. Она должна быть диаметром не менее 1,0 мм, но можно использовать 0,8 – 1,4 мм, в соответствии со стандартом.

Для вязки арматуры под ленточный фундамент требуются отрезки проволоки длиной 0,3 м. Причем, откусывать эти куски можно пассатижами или отрезать болгаркой.

Для упрощения этого процесса поступают следующим образом:

  • сгибают всю проволоку так, чтобы получить отрезки равной длины;
  • с помощью болгарки просто разрезают по этим меткам сразу весь пучок проволоки.

Для вязки арматуры под ленточный фундамент применяться следующие вспомогательные инструменты:

  • пассатижи;
  • щипцы;
  • шуруповерт;
  • вязальный крючок.

Выбор материала зависит от предпочтений и опыта строителя.

Для выполнения операции петлю вязальной проволоки закидывают вокруг арматуры, а концы прутов закручивают. Но обычно это занимает много времени и физической силы. Поэтому лучше использовать для этого крючок. Им работать быстрее и удобнее: крюк продевают в петлю скрутки и вращают. При этом проволока затягивается.

Еще один инструмент, быстро скрепляющий арматурные прутья,- это строительный винтовой вязальный крючок. Его не надо вращать вручную. Несмотря на то, что весь процесс происходит намного быстрее, это тяжелая физическая работа.

Отличительная черта пластикового хомута — это способность хорошо фиксировать элементы. Но, с другой стороны, вязка арматуры пластиковыми хомутами не может обеспечить достаточную прочность соединения.

Вязальная проволока имеет малый диаметр и низкую прочность, поскольку проходит отжиг для мягкости. Поэтому ее легко разорвать избыточной затяжкой при вязке

Так, если нечаянно наступить на верхнюю часть конструкции или неосторожно заливать арматуру, крепления могут лопнуть. К тому же, в таких случаях аккуратно стоит применять и строительные вибраторы

Поэтому лучше остановить свой выбор на электроинструментах, особенно, если объем работ достаточно большой.

Народные умельцы придумали свои способы. Например, аккумуляторным шуруповертом или дрелью (хотя это и не лучший вариант, т.к. проволока часто рвется) вязать арматуру намного быстрее.

Но чаще всего используется, все-таки, шуруповерт. Для этого в патрон вставляют вязальный крючок. Его можно приобрести в магазине, а можно сделать своими руками из проволоки диаметром 4 мм, отрезка электрода, или толстого гвоздя. Такими нехитрыми способами процесс вязки пойдет заметно быстрее, и при этом будет затрачиваться меньше энергии.

Для гибки арматуры можно воспользоваться приобретенными в магазине приспособлениями, а можно попробовать сделать их своими руками. Тем более, что это позволит снизить себестоимость конструкции.

Для гибки арматуры

Существуют следующие приспособления для выполнения этой операции:

  • с механическим приводом;
  • ручные.

Так как в индивидуальном строительстве часто приходится резать проволоку, ручные станки для гибки стали практически незаменимыми в современных стройках. Конструкции таких станков могут отличаться друг от друга, но принцип их действия одинаков. Так, металлическую часть закрепляют между упорным и центральным валами инструмента. Гибочный вал загибает прут в нужную сторону. Упорный вал фиксирует незадействованные части заготовки.

Благодаря гибочным инстументам, любой прут можно согнуть быстро без особых усилий, добиваясь необходимой формы.

Пошаговая инструкция по вязке арматуры

В некоторых статьях утверждается, что вязать арматуру легко и просто. Это правда,если вам необходимо зафиксировать 5–10 прутков. Для большого объема надо иметь практические навыки, а они не появляются легко и просто, надо натренировать глаз и мышцы, довести свои действия до автоматизма. Только после этого вязание будет по-настоящему простым и качественным. 

Перед началом работы болгаркой разрежьте моток проволоки с таким расчетом, чтобы длина равнялась 15–20 см, конкретные значения зависят от диаметра арматуры. 

Шаг 1. Согните проволоку пополам и положите на ладонь левой руки –заготовки всегда будут рядом,не надо совершать лишних движений,расходовать силы и терять время. 

Заготовки

Количество заготовок примерно 40–50 шт., выбирайте столько, сколько удобно удерживать в руке. Если концы перепутались, то носиком крючка поправьте их, проволока должна вытягиваться легко и по одной, рядом расположенные не будут падать на землю. 

Шаг 2. Правой рукой вытяните из пучка одну проволоку, пальцами левой руки согните концы, а правой уменьшите радиус изгиба. Не надо делать радиус очень маленьким, это усложняет попадание в него носиком крючка. Приходится долго прицеливаться, поправлять положение и только после этого вязальный крючок может занять рабочее положение. 

Приемы вязки арматуры

Шаг 3. Под углом примерно 90° согните кончик проволоки. Очень важно правильно определить длину загибаемой части, от этого зависит количество оборотов крючка и, соответственно, скорость вязания. Длина зависит от диаметров связываемой арматуры, она должна примерно на сантиметр превышать их сумму. Если все сделать правильно, то завязывание происходит после 2–3 оборотов крючка. Выше мы уже упоминали, что профессионалы никогда не пользуются шуруповертом, за то время, пока он настраивается, рука сделает несколько вращательных движений, можно приступать к фиксации следующего узла. Сгибание проволоки выполняет еще одну функцию – упрощает ее подвод под узел привязывания. . Шаг 4. Левой рукой подденьте согнутым кончиком проволоки под арматурину, изгиб должен немного возвышаться над поверхностью верхнего прутка. 

Шаг 4. Левой рукой подденьте согнутым кончиком проволоки под арматурину, изгиб должен немного возвышаться над поверхностью верхнего прутка. 

Проволоку нужно поддеть под арматуру

Шаг 5. Длинные концы плотно зажмите пальцами левой руки, а правой потяните крючок на себя. Усилия средние, вам надо выпрямить проволоку и плотно прижать ее к арматуре. Тяните проволоку до тех пор, пока она примерно на сантиметр не возвышается над сеткой. Положение крючка должно быть вертикальным

Здесь важно регулировать, с какой стороны вытягивается проволока. Если согнутая половинка имеет достаточную длину, то сильно зажмите отрезанные, не позволяйте им увеличиваться

И наоборот, если надо подтянуть кольцо, но немного попускайте их.

Крючком нужно подтянуть проволоку

Шаг 6. Прислоните концыпроволоки к крючку и начинайте его вращать. Стягивайте до тех пор, пока усилие немного не увеличится. Очень сильно не надо, проволока порвется и придется все повторять сначала.

Скручивание проволоки крючком

Сила определяется опытным путем, после нескольких вязок вы уже будете понимать, как правильно и рационально работать. Все движения станут оптимальными, лишние исключаются. 

Вязка арматуры с помощью крючка

Не спешите и не нервничайте, вяжите в спокойном темпе. Непродуманные движения приносят только вред. Как только началось закручивание, сразу отпускайте концы проволоки в левой руке. Носик крючка их подденет и загнет в горизонтальное положение, ничего потом не придется поправлять. 

Вязка арматурыСхема вязки арматуры

Переходите на полуавтоматический крючок только после того, как появится солидный практический опыт работы с обыкновенным. Этот инструмент требует более точной регулировки длины проволоки, при невыполнении условия работа не упрощается, а усложняется в сравнении с простым.

Варианты армирования прямых углов и мест примыканий

Угловые элементы ленточного фундамента испытывают наибольшие нагрузки после возведения здания. Поэтому от того, насколько качественно выполнено армирование этих участков фундамента будет зависеть надежность и долговечность всего сооружения. Простая вязка продольных элементов арматуры под прямым углом недопустима, так как такой способ не обеспечивает дополнительной прочности. Есть три основных метода армирования угловых частей и мест примыканий для ленточных фундаментов:

Первый способ

Основная внешняя продольная арматура загибается под 90 градусов. Внутренние продольные прутки также загибаются под 90 градусов и крепятся проволокой к внешним продольным пруткам. Величина загнутой части внутренних прутков должна равняться 50 диаметрам продольной арматуры. Такие же операции необходимо провести на всех горизонтальных уровнях армирующего каркаса.

Шаг вертикальных (поперечных) арматур в угловых элементах и местах примыканий должен составлять 0,5 основного шага. Это же требование к шагу относится и ко всем остальным методам армирования угловых частей и мест примыканий.

Второй способ

Этот метод анкеровки в угловых соединениях и местах примыканий для изготовления металлического каркаса считается наиболее простым и часто используется. Если длины продольных прутьев не хватает, чтобы их загнуть, применяют Г-образные крепящие элементы. Длина каждого плеча такого элементов должна составлять не менее 50 диаметров основной арматуры. Внешние продольные прутки связываются одним Г-образным элементом между собой. Каждый внутренний продольный элемент соединяется с внешним прутком арматуры с помощью Г-образного элемента. Для армирования одного углового соединения потребуется три Г-образных хомута на каждый продольный уровень каркаса. Для места примыкания необходимо по два таких элемента на каждый уровень.

Третий способ

Чтобы сделать металлический армирующий каркас более прочным устанавливаем в углах и местах примыканий П-образные элементы. Ширина таких элементов соответствует ширине армирующего каркаса, а длина – не менее 50 диаметров продольного арматурного прутка. Эти элементы вяжутся к основным продольным прутьям открытой частью буквы «П» по направлению от угла. Для армирования одного угла требуется два таких элемента (на каждом горизонтальном уровне), для места примыкания по одному элементу на каждый уровень.

Требования нормативных документов к материалам для армирования

Как правильно армировать ленточный фундамент, можно узнать, ознакомившись с нормативными документами. Требования, которые необходимо соблюдать при армировании монолитного ленточного железобетонного фундамента, изложены в СНиП 52-01-2003.

Разновидности стальных прутьев, рекомендованных для армирования:

  • горячекатаные гладкие или профилированные (Ø=3÷80 мм);
  • термомеханически упрочненные профилированные (Ø=6÷40 мм);
  • холоднокатаные профилированные или гладкие (Ø=3÷12 мм).

Важно! По сравнению с гладкими, профилированные прутья имеют лучшее сцепление с бетоном: это позволяет значительно увеличить надежность конструкции. Требования к расположению прутьев в армокаркасе для ленточного фундамента:

Требования к расположению прутьев в армокаркасе для ленточного фундамента:

  • расстояние между продольными стержнями должно быть не более 0,4 м;
  • шаг поперечных фиксирующих элементов должен составлять не более 0,5 м.

Минимальное относительное содержание рабочих продольных прутьев в железобетонном элементе должно составлять не менее 0,1 %.

Для вязки элементов железобетонной конструкции должна применяться только специальная стальная обожженная проволока (Ø=0,8÷1,2 мм).

Возможные ошибки и рекомендации

В строительстве, как и в любой другой сфере деятельности человека никто не застрахован от ошибок, но вместе с тем знание – это уже половина успеха.

И здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • выбирать для устройства каркаса арматуру с профилированной поверхностью;
  • для сварочного соединения использовать арматуру марки С – предназначенную для сварки;
  • использовать для усиления углов фундамента как сварочное соединение, так и проволочное.

Немаловажно при закладке каркаса кроме выдерживания равных расстояний между вертикальными прутами следить и о горизонтальном расположении прутов. Равномерность распределения позволит получить отличные технические качества основания задания

Недостатки стеклопластиковой арматуры

Главный недостаток – низкая температурная стойкость. Уже при 200 градусах Цельсия она теряет свойства. Поэтому в случае пожара после воздействия высокой температуры фундамент придется демонтировать. Повторно строить на нем будет нельзя. Но в частном строительстве этот недостаток не важен.У стеклопластика низкий модуль упругости (в 4-6 раз ниже, чем у стали), из-за чего пруты из него легко гнутся, но при устройстве ленточного фундамента это положительное качество.

Делайте арматурный каркас сразу и заливайте его бетоном полностью, а не по частям. Если вы хотите, чтобы фундамент был надежен, то лучше заказать бетон на заводе. Изготовленная на заводе бетонная смесь имеет гарантированное качество. При заливке ленточного фундамента бетоном, привезенным на автомобильном миксере-бетоновозе, два-три человека легко справляются с работой за полчаса.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента

С точки зрения важности, укладка и вязка каркаса никак не менее ответственный этап, что и расчет. Прежде всего нужно понять, для чего все эти хлопоты по предварительному сбору каркаса

Задача тут стоит расположить в пространстве все металлические элементы и зафиксировать до заливки бетоном. И удержать на месте во время заливки. Не нарушая при этом прочностных характеристик самой арматуры – вот почему арматуру вяжут, а не сваривают.

Фото: Схема вязки арматуры для ленточного фундамента

Термическая обработка ослабляет отдельные участки по краям соединения и на разрыв они становятся менее прочными. Хотя в сейсмических районах сварку все же применяют. Но соединяют только вертикальные и продольные связи. А поперечные все равно вяжут. Правда, как уже говорилось, в этом случае стоит применять особую марку арматуры. Той, в маркировке которой есть буква С.

Сначала в траншее устанавливают опалубку. Иногда в качестве нижнего ограничителя использует стенки траншеи, но это не всегда удобно и возможно. Поэтому лучше все же работать с полноразмерной опалубкой.

На опалубку пускают любые доступные материалы: доски, листы РСП, металл

Важно, чтобы все элементы конструкции стыковались с щелями не более 3 мм. В противном случае возможно образование раковин

Лучше, когда схема армирования ленточного фундамента нарисована заранее – легче будет ориентироваться при закладке арматуры внутрь опалубки. Если опалубка выходит высокая, то желательно проектировать ее шириной 50 см или более, даже если требуются в теории менее массивные конструкции – просто чтобы можно было работать внутри нее и нормально соединять элементы.

Вяжут в местах пересечения любых элементов конструкции и там, где они соединяются, наращиваются. Вязки при этом идут не реже чем через 25 см, а взаимный перехлест прутьев должен быть в пределах 25 – 50 диаметров. То есть при толщине 10 мм нахлест должен составлять от 25  до 50 см. На углах частота хомутов удваивается.

Нельзя в углах просто соединять нахлестом продольные прутья и связывать их. Для крепления углов нужно использовать Г-образные или П-образные (при Т-образном примыкании стен) гнутые элементы. При этом нахлест арматуры при вязке минимум 50 диаметров. В углах увеличивают количество и поперечных элементов, пуская их с шагом 0,4 высоты элемента, но не реже чем через 25 см.

Вязка арматуры на углах

Технически это выглядит примерно так. На дно траншеи засыпают песок толщиной примерно 15 см, проливают его. Затем монтируют опалубку и заливают первый слой бетона примерно в 5 см. Чтобы выровнять основание. Потом монтируют опалубку.

Продольные связи должны проходить не ближе чем в 5 см от стен опалубки. В противном случае они заржавеют. Чтобы арматурный пояс не соприкасался с низом формы, под него подкладывают небольшие камни или кирпичи, которые потом останутся в заливке. Но можно поступить иначе. На месте поперечных арматурин по всему нижнему поясу сверлятся в опалубке отверстия, равные диаметру арматуры или чуть больше. В которые затем вставляют прутья арматуры, отрезанные с небольшим запасом. Получаются как бы небольшие кронштейны, на которые потом и опираются продольные элементы, а уж к ним прикручиваются и вертикальные.

Схема вязки на углах

Арматуру монтируют поясами. Лучше прямо в опалубке. Крутить все это снаружи, а потом переносить в опалубку много сложнее и тяжело физически. Прутья режут ножовкой по металлу, болгаркой, гидроножницами – чем удобнее, что имеется под рукой.

Соединения

Традиционный материал для фиксации арматуры – мягкая вязальная проволока, сложенная вдвое. Считается, что удобнее

Так вяжут арматуру крючком

всего в работе проволока для вязки арматуры, диаметр которой 1,2 – 1,5 мм. Правда, в пособиях по строительству часто поднимается вопрос, можно ли вязать арматуру пластиковыми хомутами. Этот способ несколько менее бюджетен, но предпочтительнее с точки зрения временных затрат.

Конечно, задача вязки – зафиксировать некую пространственную конструкцию до заливки ее бетоном. И с этой позиции применение хомутов допустимо. Но на деле метод лучше оставить для каких-то неответственных и малогабаритных элементов. Для фундамента все же лучше применять проволоку, поскольку где-то придется опираться на вязки, где-то потребуется максимально жесткое крепление, которых пластиковый хомут не в состоянии обеспечить. Тем более, что существует простое приспособление для вязки, заметно ускоряющее процесс.

Коротко о главном

Сборка арматурных каркасов требует надёжной фиксации рабочих стержней в заданном положении. Однако, после заливки бетона функционал каркаса обеспечивают только рабочие прутки, а вспомогательные элементы к этому моменту свою задачу выполнили и просто остаются в теле отливки.

Выбор способа соединения является прерогативой строителя. Можно использовать и вязку, и сварку. Прямых противопоказаний нет, но следует учитывать изменения качества металла в сварных швах.

Сравнение обоих методик показывает некоторое преимущество вязки. Для неё используется простейший инструмент и проволока, что гораздо дешевле и доступнее. Для сварки придётся использовать специальное оборудование, защиту, подключаться к сети электропитания. Все эти мероприятия затрудняют и замедляют ход работы.

Нужно ли армировать ленточный фундамент?

Бетон — специфический материал, способный свободно выдерживать очень высокие нагрузки на сжатие, но обладающий низкой устойчивостью к нагрузкам на растяжение. Если к бетонной ленте приложить изгибающее усилие, то одна поверхность окажется под давлением, а противоположная ей — под растяжением.

В результате лента треснет и переломится. Избежать этого поможет каркас из арматуры, прочного прутка из металла или композитных материалов, поверхность которого покрыта небольшим рифлением для улучшения сцепления с бетоном.

Арматура — это пространственная решетка из прутков, расположенных внутри ленты на небольшом расстоянии от внешних краев бетона (обычно 5-10 см, в зависимости от размера), принимающих на себя нагрузки на растяжение.

Без нее даже относительно небольшое изгибающее усилие разорвет ленту, что фатальным образом отразится на состоянии стен дома. Без арматурного каркаса основания не делаются.

Как правильно армировать — пошаговая инструкция

Связывание арматуры для остова делается либо сразу в опалубке, либо за ее пределами с последующей установкой в местах использования.

Этапы вязки «скелета» фундамента:

  • 1 этап. Выкладывание поперечных стержней с длиной на 100 мм меньше, чем ширина фундамента.
  • 2 этап. Выкладывание двух нижних хлыстов продольной арматуры. В два этапа создается нижний пояс.
  • 3 этап. Установка вертикальных опор в местах соединения с высотой на 100 мм меньше, чем высота готового фундамента.
  • 4 этап. К вертикальному каркасу крепится верхний пояс, который делается с использованием пунктов первых двух этапов.

Независимо от того, где происходит вязка: непосредственно в опалубке или же отдельно с последующей установкой в опалубку – последовательность шагов неизменна. Если части каркаса собираются отдельно, то их необходимо хорошо связать между собой непосредственно в опалубке.

Как правильно гнуть арматуру?

Правильность работы с инструментами, которые способны согнуть металлические основы для дальнейшего использования в процессе армирования, позволяет создавать правильные и надежные гнутые элементы костяка.

Чтобы согнуть металлический прут существует два способа:

  • Горячая гибка – место сгиба нужно раскалить до 700-900 градусов при помощи паяльной лампы, после ударами кувалды или молотка согнуть до нужного угла.
  • Холодная гибка – предполагает использование специального станка. Некоторые хлысты можно гнуть руками (до 8мм), либо при помощи рычага, но при этом нужно контролировать угол изгиба.

Раскрой

Если диаметр прутьев не превышает 12 мм, для резки применимы ножовка по металлу, либо ленточная пила. Если диаметр штырей больше 12 мм, лучше применять «болгарку» со специальной насадкой, предназначенной для «мягкой» стали.

Автоматический инструмент способствует ускорению строительно-монтажных работ, но требует аккуратной работы, чтобы избежать травматизма.

Расположение

Арматура должна отступать от края фундамента вовнутрь на 50-60 мм. Это предотвратит коррозию металла внутри фундамента и создаст защитный слой из бетона. Глубже делать не рекомендуется, так как остов перестанет выполнять свои функции и противостоять внешним воздействиям среды на бетон.

Для создания цельносвязанного каркаса необходимо соединять вертикальные и поперечные стержни одним хомутом.

Как правильно уложить продольную арматуру?

Продольная арматура должна обеспечивать равномерность распределение деформационных сил по всему фундаменту.

То есть она делает бетон работоспособным. В п. 7.3.6 СНиП 52-01-2003 указывается, что шаг между продольными армирующими прутами нужно рассчитывать исходя из их типа (стены, плиты перекрытия, балки, колонны), а также высоты и ширины поперечного сечения.

Но при этом расстояние между продольными прутками не должно быть более 400-500 мм. При укладке следует использовать целые хлысты без соединений, удлиненные на 1,5-2 метра для того, чтобы сделать загибы по углам. Это повысит их прочность.

Укладка поперечной

Правила поперечного армирования рассмотрены в п. 7.3.7 СНиП 52-01-2003. Вертикальная и поперечная арматура размещается с отступом до 300 мм друг от друга.

Но при этом это расстояние не должно быть меньше половины высоты основания. Она забирает на себя часть поперечной нагрузки, которая воздействует на бетон и предупреждает формирование наклонных трещин.

Процесс вязки

Для вязки существует специализированная «вязальная» проволока

Чтобы правильно выбрать необходимый материал, нужно обратить внимание на его состав

В состав вязальной проволоки входит низкоуглеродистая сталь. Отличается она белым цветом.

В процессе связывания достаточно приобрести проволоку диаметром от 1,0 до 1,4 мм. Если использовать минимальную толщину, то материал легко рвется. При использовании более толстой продукции в процессе монтажа будет сложно ее скручивать.

Для вязки двух элементов остова необходимо подготовить отрезы длиной 250-500мм, для соединения трех штырей нужны отрезы не менее 500мм. Отрезаемая длина зависит от диаметра связываемых материалов. При связывании нескольких элементов, вязальную проволоку следует складывать пополам.

Углы основания

Чтобы обеспечить гармоничный переход двух векторов разной нагрузки, нужно правильно произвести армирование углов. В этом случае применимы гнутые элементы.

При достаточной длине продольных стержней лучше будет завести хлысты за угол на 600-700мм. Цельные элементы значительно повысят прочность отдельных хомутов.

При этом шаг пояса из вертикальной и поперечной арматуры должен составлять ½ шага прямых участков ленточного фундамента.

Способы фиксации и схемы обвязки

Варианты вязки для металлической и композитной арматуры немного отличаются. Существует еще способ установки арматуры, при котором используются дополнительные пластиковые фиксаторы. Рассмотрим подробнее разные приемы вязки.

Металлической арматуры

Порядок действий:

  • нарезать проволоку для вязки отрезками по 25-30 см;
  • из сложенного отрезка сделать крючок, загнув край с петлей;
  • получившимся крючком обхватить пересечение прутков, которые нужно зафиксировать;
  • петля натягивается вязальным крючком;
  • к петле подтягиваются противоположные свободные края проволоки;
  • свободные концы обматываются вокруг петли;
  • крючком, продетым в петлю, проворачивать до тех пор, пока проволока не затянется вплотную к арматуринам;
  • в конце процесса крючок высвобождается из петли, свободные концы подгибаются к узлу.

Можно использовать другой вариант:

  1. купить специальные крепежные элементы с двумя петлями по краям;
  2. наложить элемент на место соединения прутьев;
  3. обхватив скрещение прутьев соединить петли;
  4. вставить крючок сразу в две петли;
  5. проворачивать крючок до полного прилегания проволоки к узлу.

Их достоинства:

  • повышенная прочность связки;
  • простота и высокая скорость вязки;
  • можно выполнить фиксацию без дополнительных инструментов.

Есть у пластиковых хомутов и свои недостатки:

  • нельзя осуществлять вязку пластиковыми креплениями при минусовой температуре, так как в этих условиях пластик теряет эластичность;
  • прочность пластиковых креплений становится высокой только после заливки и затвердения бетоном, до этого момента они ненадежны;
  • стоимость пластиковой вязки на порядок выше традиционной проволочной.

Иногда соединение элементов выполняется при помощи готовых скоб из упругой стали. Они имеют форму скрепки, легко устанавливаются, обеспечивают надежное крепление. Но стоят достаточно дорого.

Стеклопластиковой

Стеклопластиковые прутья можно связать металлической проволокой. Но чаще используются пластиковые крепления. Это могут быть защелкивающиеся крепежи или затягивающиеся хомуты.

Применение композитного материала для армирования существенно увеличивает бюджет строительства. Если застройщик не стремится максимально снизить затраты, он может закупить и пластиковые крепежи.

Применение фиксаторов

Пластиковые фиксаторы для удержания прутьев в определенном положении относительно всей конструкции, называются бобышками. Их применяют в качестве калибраторов для боковых прутков, как временные фиксирующие элементы или как подставки под нижние продольные прутья.

Ниже представлена схема различных способов вязки арматуры:

Пример расчета армирования фундамента

Попробуем рассчитать, сколько потребуется материалов для обустройства армирования конкретного ленточного фундамента с чертежами. Допустим, мы строим из строительных блоков (шириной 0,4 м)   небольшой загородный дом с габаритными (внешними) размерами 5×8 м. Характер почвы на нашем участке позволяет сделать высоту полосы 0,9 м, ее ширину 0,4 м, что соответствует ширине строительного материала стен. В арматурном каркасе для ленточного фундамента будем использовать продольные рабочие прутья диаметром 12 мм и □-образные поперечные хомуты, изготовленные из прутков диаметром 8 мм.

Армирование мелкозаглубленного ленточного фундамента:

На фото видно, что расстояние между рабочими продольными прутьями (0,4 м) и шаг □-образных поперечных хомутов (0,5 м) выбраны в соответствии с требованиями нормативных документов.

Проверяем относительное содержание продольных рабочих прутков в нашей железобетонной конструкции. Для этого воспользуемся следующими терминами и обозначениями:

  • h – высота фундамента (900 мм);
  • w – ширина фундамента (400 мм);
  • Sₒ – площадь поперечного сечения фундамента;
  • Sₐ – суммарная площадь поперечных сечений продольных прутьев (6 штук);
  • r – радиус продольного прутка (6 мм), который равен d/2, где d – диаметр прутка (в нашем случае d=12 мм);
  • D – относительное содержание рабочих прутков в «теле» фундамента.

Sₒ = h∙w = 900∙400 = 360000 мм²

Sₐ = 6∙π∙r² = 6∙3,14∙6² = 678,24 мм²

D = (Sₐ∙100)/ Sₒ = (678,24∙100)/360000 = 0,1884 ≈ 0,19 % (что в 1,9 раза превышает минимально допустимое значение, то есть схема армирования ленточного фундамента выбрана нами правильно).

Расчет количества продольных прутьев

Для того чтобы определить сколько стандартных продольных прутьев (6 м) нам необходимо, воспользуемся следующими величинами:

  • L – длина фундамента (8000 мм);
  • W – ширина фундамента (5000 мм);
  • P – периметр;
  • N – количество продольных элементов (в нашем случае 6 штук);
  • X – общая протяженность продольных прутьев.

P = (L+ W)∙2 = (8000 + 5000)∙2 = 26000 мм = 26 м

X = P∙N = 26∙6 = 156 м

К полученной величине необходимо добавить 20 % (материал для изготовления Г-образных или П-образных элементов для правильного армирования углов и обеспечения достаточного нахлеста при стыковке элементов).

Xдоп = X∙0,2 = 156∙0,2 = 31,2 м

Окончательная общая длина продольного арматурного прутка:

Xок = X + Xдоп = 156 + 31,2 = 187,2 м

Стандартная длина арматурного прутка составляет 6 м. Осталось посчитать, сколько таких прутков необходимо: Xок/6 = 187,2/6 = 31,2 ≈ 32 штуки.

Изготовление поперечных элементов и расчет количества материала

Укладка арматуры в ленточный фундамент невозможна без установки поперечных (вертикальных) элементов. Обычно, для этих целей используют □-образные хомуты. Варианты хомутов:

Как видно из представленного фото все три варианта отличаются технологией изготовления, но расход прутка во всех случаях приблизительно одинаковый. Длина прутка (Ø=8 мм), необходимого для изготовления одного хомута: (800+300)∙2+250 = 2450 мм.

Вариант № 1

  1. Отмеряем приблизительно 120 мм и с помощью приспособления для гибки выгибаем эту часть будущего хомута в виде крючка.
  2. На расстоянии 800 мм от крюка загибаем пруток под углом 90˚.
  3. Отмеряем 300 мм и делаем еще один загиб на 90˚.
  4. От этого угла откладываем 800 мм и гнем прут на 90˚.
  5. От полученного угла отмеряем 300 мм и загибаем второй крючок.

Вариант № 2

  1. Отмеряем от конца заготовки 250 мм и с помощью приспособления выгибаем эту часть на 90˚.
  2. Откладываем от полученного 800 мм и загибаем пруток под углом 90˚.
  3. Отмеряем 300 мм и делаем еще один загиб на 90˚.
  4. От этого угла откладываем 800 мм и гнем прут на 90˚.

Внимание! Место нахлеста прутков скрепляем точечной сваркой или 2÷3 скрутками из проволоки. Вариант № 3

Вариант № 3

  1. Отрезаем от прутка две заготовки длиной по 860 мм каждая и две по 360 мм.
  2. Складываем из них прямоугольник (выступ с каждой стороны составляет 30 мм).
  3. Скрепляем углы хомута сваркой или проволочной скруткой.

Теперь рассчитаем, сколько хомутов необходимо для армирования нашего фундамента:

Q = P/T (P – периметр ленты фундамента, T – шаг расположения поперечных хомутов)

Q = 26/0,5 = 52 штуки

Плюс нам потребуются дополнительные хомуты для усиления каркаса в углах (по 2 штуки с каждой стороны всех четырех углов, то есть дополнительно 16 хомутов). На ленточный фундамент необходимо изготовить 68 □-образных поперечных хомутов.

Длина заготовки для одного элемента составляет 2450 мм, то есть из одного стандартного прутка мы сможем изготовить только 2 хомута. Требуемое число прутков (Ø=8 мм) – 34 штуки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector