История витражей из глубины веков до наших дней

Техники изготовления

Что такое витраж. Так называют особое соединение цветных частичек стекла. Это узорные картины, которые просвечивают на свету. Их изготавливают либо на стекле, либо из него.

Чтобы картины смотрелись красочно, их нужно устанавливать так, чтобы свет проходил сквозь стекло. Применять их могут также, чтобы разделить пространство или спрятать какие-то детали от постороннего взгляда.

Чтобы изготовить стеклянное полотно, не потребуется специальных знаний, но аккуратность при выполнении работы понадобится. Главное – набить руку путем тренировок в работе со стеклом. Существуют различные виды витражей в зависимости от техники производства. Рассмотрим популярные виды технологий.

Классическая

Классический витраж – это самый древний способ родом из средневековья. Его чаще всего применяли при отделке соборов, храмов и прочих культовых зданий. Если вы посетите замки или усадьбы европейских государств, вам удастся увидеть образцы в классическом стиле воочию. Сегодня появились новые материалы, инструменты, которые значительно облегчили труд мастеров.

Изготовление витражей проводится в несколько шагов:

  • рисуются эскизы;
  • создается из стального профиля узор;
  • в готовый профиль устанавливают стеклянные части и спаивают стыки;
  • готовый классический витраж расписывается.

В качестве материалов для профиля можно взять латунь, медь или свинец.

Английская или пленочная

Этот вид является самым современным и бюджетным. При его использовании основываются на тонировке стекла пленками, по контуру закрепляют металлическую кайму. Для работы берется листовое стекло, благодаря этому пленочный витраж получается легким и ровным.

Это скорее имитация, которая создается в несколько этапов:

  • изготовление эскиза рисунка;
  • нанесение на поверхность узора;
  • специальной лентой прокладывается контур для рисунка;
  • нанесение пленки на участки.

Эта техника дает возможность сделать большие размеры витражей на стекле.

Фьюзинг

Производство изделий при спекании деталей из стекла во фьюзинговой печи. Это относительно новая техника, но встречалась она еще во времена фараонов.

Изделие изготавливается в несколько шагов:

  • создание рисунка;
  • раскройка деталей из стекла по эскизу;
  • соединение заготовок;
  • спекание в печи.

В процессе обжига стекла нагревается до 900 градусов, при этом их края сплавляются в единое целое. Далее выдерживается некоторое время определенная температура и резко понижается, для этого приоткрывается крышка печи. Затем происходит остывание (отжиг) при 580 градусах, завершает все полное охлаждение. Фьюзинг помогает создавать рельефные многослойные картины.

Пескоструйная

Появилась в 19 веке. В процессе работы удаляется слой со стеклянной поверхности абразивным путем при помощи песка и сжатого воздуха. Используя шаблон, на поверхности можно получать разнообразные рисунки для дальнейшей работы.

Технология изготовления заключается в следующем:

  • подбор эскиза;
  • создание шаблона;
  • фиксация на поверхности стекла трафарета;
  • обработка пескоструем;
  • нанесение гидрофобного лака для защиты.

Расписной вариант

Этот способ самый популярный в современном дизайне интерьеров и представляет собой имитацию витража.

Выполняются работы в такой последовательности:

  • в натуральную величину создается эскиз будущего изделия;
  • изображение переносят на стеклянную поверхность;
  • контурными красками прорисовываются контуры;
  • после высыхания стеклянные элементы закрашиваются специальными красителями.

Можно применять специальные витражные краски своими руками или красители под обжиг, которые предполагают термическую обработку. Такая техника дает возможность работать в любом стилистическом решении.

Контурная заливка

Это востребованный вариант в стиле качественной имитации. В основе лежит создание полимерного контура, напоминающего металлический профиль.

Для изготовления нужно выполнить следующие действия:

  • создаются эскизы витражей в полную величину;
  • подготавливается поверхность, обезжиривается;
  • расположив рисунок под стеклом, на него наносят контуры;
  • после высыхания части заполняются лаком или краской;
  • оставляется для просушки на 24 часа.

Такие изделия долговечны, хорошо переносят атмосферные воздействия.

Достоинства и недостатки витражей

Декоративная композиция из стекла привлечет внимание профессионалов и простых обывателей. Яркие краски, преломленные солнечные лучи, стильный либо классический рисунок заставит задержать взгляд на стеклянной мозаике

Однако, цветные панно имеют как достоинства, так и недостатки.

Витражи в интерьере станут средством визуального расширения пространства.

Достоинства витражей:

  1. Цветная мозаика придает эстетичный вид помещению внутри и снаружи.
  2. Витражи устойчивы к коррозии и не промерзают.
  3. Если мозаика состоит из отдельных фрагментов, их при необходимости можно заменить.
  4. Яркое панно, установленное в оконном проеме, заменяет шторы и гардины и зрительно увеличивает объем помещения.
  5. Мозаики не горят и не плавятся, то есть, пожаробезопасные.
  6. Такой вид остекления признан экологически чистым.
  7. С помощью витража неприглядному зданию можно придать современный, нестандартный образ.
  8. И самое главное: созданный своими руками витраж подчеркивает индивидуальность жилища и художественный вкус хозяина.

Изначально витраж представлял собой тщательно подобранные кусочки стекла, соединенные между собой металлическими перегородками.

Однако, у декоративного панно есть и недостатки. Правда, их намного меньше.

  • Мозаика, выполненная акриловыми красками, требует специальной термообработки.
  • Витраж хрупкий, как любое стекло.
  • При остеклении больших площадей (здание офиса), нужно учитывать устойчивость к ветровым нагрузкам и сейсмоактивность района.
  • Сферические формы мозаики не прочные.
  • В сборных витражах невысокий процент прочности. Для больших площадей лучше применять пленочные или заливные панно.

Вариантом классического витража называют стиль Тиффани.

Витраж Тиффани

Если вариант с имитацией витража вас не устраивает, то можно использовать технику Тиффани – это полноценный процесс создания изображения на стекле с использованием стеклянных смальт. Однако отличие от классического варианта всё же есть. Задача упрощается за счёт того, что переплёт формируется из металлической фольги, а не литых желобков. В Средневековье делать такую фольгу ещё не умели, но сегодня она доступна каждому, а главное, с её помощью гораздо легче получить желаемую картинку.

ФОТО: i.pinimg.comОсвоив технику Тиффани, вы можете украшать окна, двери и потолочные зеркала

Для начала работы вам потребуется:

  • оборудование для обработки кромки стекла;
  • роликовый стеклорез;
  • прочные кусачки;
  • паяльник;
  • стол с подсветкой;
  • чёрный тонкий фломастер;
  • очки для защиты глаз от стеклянных опилок.

На первом этапе обработайте края стекла с помощью стеклореза

Обращайте внимание на углы и следите за тем, чтобы не оставалось неровных срезов. Только после того как заготовка будет полностью подходить по размеру к оконной раме, приступайте к созданию рисунка

Современные методы создания витражей

Сейчас производители витражных окон в большинстве случаев используют иную методику. Суть её заключается в том, что на стекло наносится плёнка или наносится узор, который в точности имитирует витраж. Такая технология получила название псевдовитраж или плёночный витраж.

Некоторые витражи создаются с помощью нанесения на плёнку определённого рисунка или фотографии. Такие витражи называют фотовитражами. Чаще всего они создаются в частном доме. «Английскими витражами» называют витражи, что создаются с помощью нанесения на стекло специальной краски или лака. В последнее время такая технология стала больше относиться к искусству. Она не пользуется особой популярностью, поскольку краска быстро теряет свои декоративные свойства в результате воздействия температуры или влаги. У производителей такой метод создания витражей называется «контурно-заливным».

Существуют также менее популярные методы создания витражей. К ним относятся высокотемпературный фьюзинг, фацетный метод и так далее. Ещё один популярный метод создания витражей — с помощью пескоструйного аппарата. Песчинки вылетают из аппарата и бьются о стекло, в результате чего в местах соприкосновения оно становится матовым. Таким образом, появляется возможность создавать детализированные рисунки.

Однако этот метод не настолько популярен, поскольку стекло после этого плохо пропускает солнечные лучи, что не совсем уместно в квартире. Обычно пескоструйным аппаратом наносится гравировка на стеклянные изделия и тому подобное.

https://youtube.com/watch?v=XkOkZt3-GP0

Классификация витражей по типу обработки поверхности

Поверхность витражей, набираемых из отдельных стекол, и изделий, основой которых является цельное стекло, может подвергаться различной обработке, которая либо дополняет общий художественный эффект, либо является основным способом его достижения.

Пескоструйные витражи

На поверхность будущего пескоструйного витража с помощью специального аппарата наносятся различные рисунки, надписи, орнаменты и т.п. в соответствии с трафаретом. Принцип действия аппарата заключается в том, что под давлением на поверхность бесцветного стекла подаются абразивные материалы, буквально выбивающие изображения. В том месте, где поверхность стекла подверглась воздействию абразивов, она становится матовой и непрозрачной. Можно таким образом нанести матовый рисунок, оставив прозрачным фон, а можно обработать фон, на котором будет выделяться прозрачный рисунок.

Гравированные витражи

Изображения в данной технике наносятся на прозрачные стекла с помощью медных и абразивных дисков. Современным вариантом является гравировка по стеклу при помощи лазера. Она позволяет художникам студии «Стеклосфера» наносить рисунок не только на поверхность стекла, но и во внутрь него. Возможна цветная или 3D гравировка. Технологический принцип заключается в том, что высокая температура лазера воздействует на стекло, меняя его структуру, в результате чего частицы стекла частично испаряются. Стопроцентная автоматизированность данного процесса делает качество неизменно высоким и при этом значительно снижает стоимость витражных изделий.

Травленые витражи

Травление производится с помощью обработки стекла плавиковой кислотой, которая разрушает стекло благодаря своей способности вступать в реакцию с диоксидом кремния, являющимся главным компонентом стекла. Для получения рисунка мастера используют трафарет, по которому наносят защитный лак, не позволяющий кислоте попадать на определенные части стекла. Травление может быть многослойным, в этом случае оно производится в несколько этапов, а рисунки в результате получаются многоплановыми и объемными, с элементами разной глубины.

Живописные витражи

Роспись может быть лишь элементом, дополняющим наборную технику из цветных стекол, а может являться самостоятельным средством создания витража. Роспись на наборных витражах с древних времен применяется для передачи мелких деталей и элементов, требующих особенно реалистичной проработки: лиц, рук, складок одежды и т.п. Сегодня достаточно популярна живопись на цельном стекле, которая также создает такой эффект. Технология витражной росписи отличается обязательным обжигом готового изделия. Дело в том, что стекло – материал, поверхность которого очень плохо сцепляется с краской. Еще мастера раннего Средневековья придумали изготавливать специальные краски, которые содержали дробленое стекло. В процессе обжига этот компонент под воздействием высокой температуры плавился, и краска надежно сплавлялась с основой.

Витражи-диапозитивы

Витражные изделия представляют собой фотопечать или травление на стекле. Эта относительно новая техника востребована для декорирования витрин, которые не слишком велики по площади.

Витражи с узором «Мороз»

Для получения такого декоративного эффекта поверхность стекла обрабатывают пескоструйкой, протравливают, царапают абразивами. Затем наносят горячий желатин или столярный клей, который заливается во все образовавшиеся царапинки и трещинки. Высыхая, желатин и клей сжимается и отрывает с верхнего слоя стекла его мельчайшие частицы. Результатом этого процесса является оригинальный узор, который очень похож на морозные разводы на окнах.

Тиффани

Техника Тиффани названа в честь ее создателя и основателя Луиса Комфорта Тиффани, который впервые в конце 19 века создал опаловое стекло, обладающее необыкновенными эстетическими свойствами. Необыкновенный внутренний свет стекла и богатое разнообразие оттенков просто поражали воображение. В настоящее время данная техника обрела огромную популярность и востребованность в силу высоких эстетически-художественных качеств. Витражи Тиффани отличаются необычайной реалистичностью изображений и «живостью» графики создаваемых образов, что достигается путем использования даже самых мельчайших стекол, а также выпуклых и вогнутых. Вообще витражи Тиффани с художественной точки зрения сравнимы с картинами, выполненными на холсте, и представляют собой настоящие произведения искусства. Следует заметить, что техника почти полностью основана на ручном методе сборки, являясь самой настоящей авторской работой. Каждый витраж поистине уникален и индивидуален, т.к. второй раз повторить его в точности невозможно даже самому опытному мастеру-профессионалу. Процесс создания витражей Тиффани состоит из нескольких этапов:

  • создается эскиз;
  • эскиз разбивается на несколько фрагментов;
  • детали витража вырезаются из стекла;
  • стеклянные фрагменты обтачиваются на специальном станке до придания нужной формы и размера;
  • каждый стеклянный элемент оборачивается медной клейкой лентой;
  • детали соединяются друг с другом при помощи свинцово-оловянного припоя.

В отличие от классических витражей, витражи Тиффани не используют направляющие профили. Также технология позволяет использовать даже самые мелкие детали, что придает витражному стеклу невероятную сложность создаваемой композиции. Швы имеют разную толщину, что несомненно подчеркивает тот факт, что мозаика изготовлена вручную и является эксклюзивной и уникальной. Особо тонкие швы достигаются путем применения специальной краски, которая наносится в местах стыков стеклянных элементов, Медная основа в отличие от свинцовой позволяет скреплять детали под разными углами, создавая эффект объемных и выпуклых витражных изображений. Помимо всего прочего, витражи в технике Тиффани очень устойчивы к перепадам высоких температур и внешним воздействиям. Несмотря на то, что витражи состоят из отдельных стеклянных фрагментов, они не уступают по прочности изделиям из цельного полотна.

Монтаж

Последний этап работы – это монтаж. Витраж занимает свое место, для которого он предназначен: в нише стены или потолка, в проеме окна, двери или в перегородке. Объемные изделия требуется сначала вставить в металлическую раму, которую, в свою очередь, будут крепить в окне или в нише. Это обеспечит надлежащую надежность всей конструкции. Небольшие по площади цветные стекла крепят как обычные: например, с помощью штапика на дверях.

На данном этапе важным моментом является оборудование витража подсветкой. Чаще всего это светодиодная лента, которую необходимо правильно разместить в нише потолка или стены. Ее наличие накладывает некоторые дополнительные требования к монтажу всей конструкции:

  • Расстояние от стекла до стены должно быть не меньше 7 см. В противном случае светодиоды не дадут ровной подсветки, а будут выделяться отдельными светящимися точками.
  • Если минимальное рекомендуемое расстояние выдержать не удается по техническим причинам, то между светодиодами и цветным стеклом необходимо установить прозрачный экран из оргстекла. Он будет рассеивать свет, делая его равномерным.
  • При наличии в витраже прозрачных деталей светорассеивающий экран будет необходимым элементом.
  • Следует предусмотреть место для размещения блока управления и питания. Эти элементы правильно будет вынести за пределы конструкции, так как они имеют свойство периодически выходить из строя, а следовательно, может возникнуть необходимость в их ремонте.

Исторический очерк развития витражного искусства
Технология изготовления витражей
Становление витражного искусства
Коллекция витражей XV-XX веков, цветное и художественное стекло
Развитие французских витражей, эволюция
Витраж в советское время
Витражи на балконе — история и современность
Национальные мотивы в витражном искусстве
Сюжетные линии в витраже
Известные витражи в Санкт-Петербурге

Имитация витража с помощью заливки

Если вы хотите получить более качественное и чёткое изображение на лицевой стороне витража, используйте метод заливки. С изнаночной стороны изделие будет выглядеть как обычная поделка, но с лицевой откроется эффектный красивый рисунок.

ФОТО: i7.photo.2gis.comДля того чтобы получился красивый витраж, вы должны обладать хотя бы базовыми навыками по работе с заливкой

Не спешите наносить краску на стекло, поработайте с другими поверхностями и посмотрите, как она ляжет.

Если заливка выполнена правильно, появится мениск. Витраж приобретает новые яркие краски из-за попадающих на него лучей. Однако следите за тем, чтобы бордюр получился ровным, без заломов и кривых участков. В первую очередь выкладывайте на стекле форму, которая в дальнейшем будет заливаться краской. Лучше всего для закрашивания витража подойдёт специальная краска в тюбиках, например, Gallery Glass.

Для работы потребуется:

  • картон или лист бумаги того же размера, что и стекло;
  • напечатанный на бумаге рисунок с чёткими контурами;
  • краска.

На первый взгляд заготовка может напомнить своим видом обычную детскую раскраску – вы расставляете на разных элементах картинки номера для того, чтобы в дальнейшем покрасить их в правильный цвет.

Даже если вы не умеете рисовать, с декорированием зеркала в технике винтаж вы справитесь. Всё, что потребуется – перенести рисунок с листа на зеркало и закрасить.

Несмотря на то, что заливной витраж – это лишь имитация, при должном старании можно получить по-настоящему красивый рисунок на стекле, который будет смотреться очень достойно и украсит собой интерьер.

Процесс заливки витража достаточно долгий. Выполняйте один шаг за другим, чтобы не допустить ошибку. Сначала разработайте эскиз и обозначьте контуры, затем перенесите изображение на основу. Используя специальные витражные лаки и краски, вы можете сделать картинку более объёмной и красивой.

Обязательно дождитесь полного высыхания стекла перед его дальнейшим использованием.

Необходимые материалы

Начинающий мастер может сделать витраж своими руками в домашних условиях, но ему следует отдавать предпочтение наиболее легким и доступным технологиям. Их существует много. Необходимые материалы можно найти в художественных салонах и специализированных магазинах. Доступные на сегодня методы создания витражных картин следует сравнить, прежде чем выбрать подходящий. Наиболее доступными считается заливная контурная техника и расписной витраж. Чтобы выполнить такую работу, понадобятся терпение, аккуратность и специальные краски.

Можно приобретать акриловые краски или специальные витражные. В составе акриловых присутствуют три основных компонента. К ним относят:

  • воду;
  • пигмент;
  • акриловую эмульсию на основе полимерных материалов.

Приобрести их можно в банках и тубах. Акриловые краски отличаются тем, что сохнут достаточно быстро, после чего приобретают упругую структуру и стойкость. Они не боятся влаги и температурных перепадов. Когда такое покрытие высохнет, убрать его будет проблематично. Даже наждачная бумага не справится с такой задачей. Готовое покрытие яркое, имеет матовую текстуру. С течением времени такой материал не тускнеет. Он не выгорает под воздействием лучей солнца. Допускается смешивание различных красок. Кисть необходимо мыть водой после каждого использования. В случае засыхания краски придётся мыть его растворителем.

Витражные краски делятся на обжигаемые и необжигаемые. В первом случае материал нагревается в духовке, становится твердым и стойким перед механическим воздействием. Режим обжига указывается производителем. Если не произвести обжиг, то за 7 дней краски высохнут и станут достаточно крепкими. До этого есть вероятность их смазать. Это краски, имеющие водную основу, поэтому разводить их следует той же жидкостью.

Необжигаемые краски могут отличаться по своим характеристикам в зависимости от производителя. Для их высыхания требуется 1−3 дня. Чтобы закрепить узор, необходимо нанести нитролак одним слоем.

Отдельные мастера используют в работе краски, сделанные самостоятельно. Можно приготовить такие материалы, воспользовавшись тем, что продаётся в строительных магазинах. Здесь возможно несколько вариантов красок:

  1. Из клея БФ-2. Смешивают клей с ацетоном в соотношении 50 на 50, добавляют любой пигмент на основе спирта. Можно использовать пасту для шариковой ручки. Смесь готовят в стеклянной ёмкости, пробуют ее тоже на стекле. Можно добавить краски по необходимости, чтобы смесь приобрела определённую яркость и цвет.
  2. С нитролаком. Для разведения этого соединения используется растворитель 647. Смешивать компоненты необходимо в комбинации 1 к 0,4. Цвет передается строительным колером. Его необходимо добавлять по чуть-чуть, пока не будет достигнута определённая интенсивность оттенка.
  3. На основе желатина. Берут стакан горячей воды и доливают 5 г желатина. У смеси должна получиться консистенция клейстера. После этого добавляют краситель для ткани. Готовый рисунок следует закреплять при помощи нитролака.

Не только краски требуются для работы.

Витраж: история и современность

Подробно рассмотрев историческую сторону развития видов витражей в разные эпохи, хотелось б обратиться к современному искусству. Витражи нашего времени существуют для того, чтобы придать помещению стиль и особый шик. Множество техник изготовления стекла, развитие дизайна и моды стали ключевыми моментами появления новых видов данного искусства.

Современные виды витражей:

  • Пескоструйный витраж – композиция стекол, выполненная в пескоструйной технике и связанная одной общей тематикой. Составляется на целой поверхности, чаще всего в одном цвете.
  • Мозаичный витраж – состоит из частичек примерно одного размера, напоминающих мозаику. Может быть фоном или основным изображением.
  • Наборный витраж – рисунок, созданный из отдельных кусочков стекла нужной формы и цвета, обычно без всяких дополнений.
  • Фьюзинг – стекла, из которых собрана композиция, спекаются между собой в задуманном положении. Еще к этому виду относят впекание отдельных инородных элементов в готовое изображение.
  • Заливной витраж – состоит из стекла с нанесенным на него контуром задуманного изображения. Каждая деталь заливается специальными красками или лаком.
  • Травленый витраж – совокупность стекол, изготовленных с помощью техники травления и связанных между собой единым смыслом.
  • Паечный витраж – составляется из цветных стекол, закрепленных в свинцовую оправу и запаянных в стыках. Самая древняя техника, дошедшая еще из Средневековья.
  • Фацетные витражи – при их сборке используют стекла, с которых предварительно сняли фацет. Еще один вариант – это применение шлифованных и отполированных стекол.
  • Комбинированные витражи – композиции, одновременно включающие в себя несколько видов витражей. Такой прием помогает добиться потрясающих результатов, составить поистине оригинальные шедевры.

Область применения каждой витражной техники в отдельности

Витражная техника Сфера применения
Классическая окна, потолки, ниши, перегородки, картины (панно)
Тиффани окна, зеркала, ниши, картины (панно), светильники, изделия
Фьюзинг потолки, ниши, на кухне, изделия, зеркала, светильники
Расписная двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, светильники, картины (панно), зеркала, экраны для батарей
Пескоструй окна, двери, перегородки, шкафы-купе, на кухне, мебель, зеркала, экраны для батарей
Пленочная двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно)
Фотопечать окна, потолки, двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно), экраны для батарей
Фацетная окна, двери, перегородки, шкафы-купе, зеркала, на кухне, мебель
Заливная перегородки, двери, зеркала, картины (панно), потолки, ниши, мебель
Травление двери, перегородки, окна, шкафы-купе, зеркала
3D-витражи окна, двери, перегородки

Витражные технологии

Сегодня известно более десятка различных технологий выполнения витража. Мы расскажем вам о некоторых из них.

Пленочная технология

Пленочный витраж не выполняется из отдельных стекол, сложенных в виде мозаики, он состоит из цельного стекла, на которое накладывается декоративная металлическая лента, а поверх стекла наклеивается цветная пленка. Это своего рода аппликация. Сначала выполняется эскиз витража, затем по нему готовится шаблон, по которому на стекле лентой выкладывается металлический контур рисунка. Далее внутри контура наклеиваются цветные и фактурные пленки, укладываются хрустальные элементы. Затем контур из ленты наносится с тыльной стороны. Преимущества технологии в том, что стекло приобретает повышенную прочность, благодаря наклеенной на него пленке, получается такой своеобразный «дуплекс». Этим методом изготавливаются многие витражи большой площади, а также потолочные. Пленочная технология – одна из самых простых в выполнении. Таким образом несложный витраж можно попытаться выполнить самостоятельно. В работе используется специальная пленка Rega Led и Decra Led, а также самоклеящаяся оловянная лента.

Технология Тиффани

Этот метод изготовления витражей получил имя своего изобретателя – Луиса Тиффани, жившего в Америке в XIX веке. По подготовленному заранее шаблону вырезаются разноцветные стекла нужной формы. Края этих стекол оклеиваются медной фольгой, после чего окантовка припаивается в нескольких мест. Этот метод замечателен тем, что его использование позволяет создавать объемные витражи, ведь паять фольгу можно под любым углом.

Витраж Тиффани возможно выполнить и самостоятельно, вооружившись стеклорезом, паяльником и собственным воображением.

Технология фьюзинг

Говоря русским языком, технология основана на спекании отдельных кусочков цветного стекла. Детали рисунка по подготовленному шаблону вырезают из цветного стекла, выкладывают из них рисунок, а затем помещают в печь. При температуре 850 градусов отдельные кусочки спекаются в единое целое. Технология позволяет создавать на стекле рельефные картины, которые могут быть четко очерченными или расплывчатыми. Фьюзинг – сложная технология, выполнение которой требует специальных знаний и оборудования.

Пескоструйная технология

Пескоструйным методом выполняется, в основном, матирование стекла и зеркал. Для работы необходима специальная пескоструйная установка, работающая на сжатом воздухе. Мельчайшие кварцевые песчинки, попадающие на стекло под давлением, деформируют его поверхность, оставляя на ней почти белые микроскопические углубления. Результат такого приема – матовая, почти завуалированная поверхность. Имея пескоструйную установку, выполнить такой витраж совсем не сложно. Под стекло подкладывается желаемый рисунок, а поверх стекла наклеивается прозрачный скотч, который обрезается по рисунку. Затем направленной струей песка матируется основная поверхность стекла, рисунок, заклеенный скотчем, остается прозрачным. Для этой технологии существует множество вариаций, все зависит только от вашего воображения.

Заливные витражи

Заливной витраж по виду похож на пленочный, но выполняется он не наклеиванием цветной пленки, а нанесением специальной краски на очерченный контур. Раскрашенное стекло подвергается термической обработке в специальной печи. Заливной витраж часто используется в отделке мебели.

Витражи в интерьере: цвет и стиль

Значительное преимущество витражей в том, что они совмещаются с разными стилями и при этом могут быть выполнены в очень широкой цветовой гамме. Чаще всего витраж в современном интерьере появляется в помещениях классического стиля, модерна, неоклассики, контемпорари. В зависимости от места расположения витраж обладает следующими особенностями:

Гостиная. Элементы витража могут быть выполнены в любом цвете; они идеально вписываются в стиль арт-деко, барокко, модерн, классический. Популярные техники — Тиффани, заливка, фацет, фьюзинг, пленочная.


В гостинойИсточник bristolurnu.org

Кабинет. В отличие от гостиной, яркие краски здесь не рекомендуются. Для фасада шкафа или перегородки подойдет полупрозрачный витраж в благородных бежево-коричневых и зеленых оттенках.


В кабинетеИсточник m-strana.ru

Спальня. Витражная картина на ширме, светильнике или спинке кровати сделает спальню уютнее. Предпочтение отдается спокойным, нежным оттенкам и природным сюжетам в технике Тиффани или пескоструйной.


В этно-стилеИсточник houzz.co.uk

Ванная. Сюжеты витражных картин для ванной безграничны — от морского берега до цветущего японского сада. Используются матовые и зеркальные, с разной степенью прозрачности, устойчивые к влаге витражи.


Декор большого окнаИсточник instasaver.org

Кухня. Ни одна хозяйка не откажется от атмосферы праздника, создаваемой ярким витражным декором с растительными или геометрическими мотивами. Вариантов использования масса: окна, двери, фасады мебели, кухонный фартук.


Фацетное стеклоИсточник houzz.co.nz

Детская

Главная особенность витражного декора — красочность, при этом важно выбирать сюжет вместе с ребенком. Рисунок Тиффани (в комбинации с росписью) размещают на двери, потолке, в окне


Пленочный витраж для детскойИсточник imagesait.ru

Прихожая. Подвесной витраж с подсветкой — хороший вариант для помещения, в котором нет окон.


В прихожейИсточник topdizz.com

Примечания

  1. Волобаева Т. В. Витражи в псевдоготических сооружениях 1820-1840-х гг. (рус.) // Петербургские чтения — 95. : Материалы научной конференции 22-26 мая 1995 года / Составители: Ю. В. Кривошеев, С. В. Семенцов, Н. Ю. Медведева. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 113.
  2. Раскин А. Г., Архипов Н. И. Город Петродворец. / Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985. С.450.
  3. Бутиков Г. П. Государственный музей «Исаакиевский собор». СПб., 1993. С.60-62.
  4. Княжицкая Т. В. Витражи в петербургском культовом зодчестве XIX — начала XX века: древние традиции в городе нового времени // Краеведческие записки. Исследования и материалы. : Сборник / Составители: Б. М. Матвеев, В. А. Фролов.. — СПб: «Акрополь», 2001. — Вып. 8. — С. 63-77. — ISBN 5-86585-060-1.
  5. Волобаева Т. В. Витражи Императорского Стеклянного завода XIX в.. — Петербургские чтения-97. — Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. — С. 422-425. — 712 с. — ISBN 5-86789-051-1.
  6. Волобаева Т. В. Витражи Аничкова дворца / Составитель И. Г. Локотникова. — Аничков дворец — памятник российской истории. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, 1997. — С. 16-20. — 72 с.
  7. Княжицкая Т.В., Семенова А. Б. Стекольная империя Франков // Немцы в России: российско-немецкий диалог. : Сборник статей / Отв. ред. Г. И. Смагина. — СПб: «Дмитрий Буланин», 2001. — С. 67-77. — ISBN 5-86007-294-5.

Виды витражей и их характеристика

  1. По технологии создания рисунка современные витражи бывают нескольких типов:
  • Паечный витраж — кусочки цветного стекла соединяют свинцовой пайкой и вставляют в раму из металла.
  • Спечной витраж (фьюзинг) — небольшие осколки разных цветов запекаются в единое полотно, в которое могут «впекаться» дополнительные элементы декора.
  • Травленый витраж — рельефный рисунок протравливается плавиковой кислотой.
  • Пескоструйный витраж — стекло шлифуется, и на него наносится матовый узор, ограничивающий видимость в помещении.
  • Расписной витраж — рисунок наносится на стекло особыми красками, обязательно разграниченными контурным составом.
  • Аппликационный витраж — самый популярный вариант из-за своей доступности: элементы узора вырезают из цветной пленки и наклеивают на стекло. Данная техника очень актуальна там, где витражное стекло может подвергаться ударам, обеспечивая его прочность, особенно если в помещении есть маленькие дети.
  1. По технике изготовления витражи бывают следующих видов:
  • Фацетный витраж — применяются классические принципы витражной техники, отдельные элементы витража подвергают огранке.
  • Фьюзинговый витраж — кусочки стекла разных цветов сплавляются в высокотемпературных печах. Отличительная черта фьюзинговых витражей — волнистая поверхность.
  • Тиффани (разновидность паечного) — витражная технология, предполагающая спайку отдельных частей стекла или скрепление при помощи металлической полосы. В результате такой техники витражи Тиффани имеют яркие цвета, причудливые формы и замысловатые сюжеты.
  • Гравированный витраж — рисунок вручную наносится гравировочным инструментом на цветное стекло особой технологии получения.
  • Зеркальный витраж — готовый витраж покрывают с одной стороны составом, получая односторонне прозрачную зеркальную поверхность.
  • Расписной витраж — рисунок наносится силикатными красками, кистью или аэрографом, с высокотемпературной обработкой.
  • Матовый витраж — с применением пескоструйной методики, при которой поверхность становится матовой.
  • Витраж-иммитация — элементы вырезаются из пленки, создав витражную композицию, происходит наклеивание прозрачным клеем на стекло. Такой, покрытый пленкой, витраж характеризуется большей прочностью.

Некоторые виды витражей при наличии возможностей можно изготовить самим (расписной, витраж-аппликацию, даже Тиффани).

Витражи в технике фьюзинг

Фьюзинг основан на том, что цветные стекла скрепляются с помощью их спекания, металлический профиль и пайка в этом процессе не участвуют. Нарезанные в соответствии с рисунком цветные стекла выкладывают на стекло-основу, закрепляя их специальным клеем, а затем отправляют в печь. Изделия могут быть разной толщины и прочности. Так, при необходимости выложенный рисунок накрывают еще одним прозрачным стеклом-основой, в этом случае витраж получается на порядок прочнее. Нагреваясь до высоких температур, элементы расплавляются и надежно сцепляются друг с другом.

Витражи фьюзинг отличаются размытыми изобразительными эффектами. Техника не дает возможности производить рисунки с четкими контурами, однако размытость на манер акварели выглядит очень привлекательно и стильно.

Фьюзинг может быть полным и неполным. При полном фьюзинге стекла нагреваются до 800-900 градусов – при этой температуре они полностью расплавляются, и в итоге после остывания получается изделие с ровной поверхностью. При неполном фьюзинге температура в печи поднимается только до 500 градусов, поэтому стекла не успевают расплавиться до конца, а лишь подплавляются, образуя в результате фактурные, рельефные витражи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector